Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Что такое культура ошибок и на чем она основана

#Управление персоналом
#Контроль бизнес-процессов

Если в компании преобладает практика поиска виновных и возложения на них ответственности за всевозможные ошибки, сотрудники вряд ли будут проявлять инициативу и брать ответственность за свои действия. Они скорее побоятся критики и наказания со стороны начальства. В таких коллективах возникают проблемы с внедрением инноваций, созданием для персонала комфортной рабочей атмосферы и, соответственно, развитием самой компании.

Важный элемент современной корпоративной культуры — так называемая «культура ошибок», или «No-blame culture», что в переводе с английского означает «не обвинительная культура». Ее суть заключается в терпимости к недочетам в компании. Главное, чтобы сотрудники на них учились. Благодаря такому подходу организации становятся более гибкими и устойчивыми к изменениям извне.

Из статьи вы узнаете основы и принципы формирования «культуры ошибок» в компании, а также поймете, зачем она нужна.

Попробовать бесплатно
Воспользуйтесь 14-дневным триалом
системы мониторинга работы
персонала ИНСАЙДЕР и узнайте, чем
заняты ваши работники на самом деле
Начать бесплатно
Читайте также

Как появилась культура ошибок

Культура ошибок возникла на рубеже XX–XXI веков. Первой ее внедрила автомобилестроительная корпорация Mercedes Benz. Руководство понимало, что из-за опасений сотрудников остаться без работы при допущении промахов возникают проблемы с внедрением инноваций и тормозится развитие компании. Поэтому культура ошибок стала нормой для всех предприятий корпорации. Сегодня ее примеру последовали Google, Amazon и Netflix.

Основные принципы культуры ошибок

Ее суть заключается в следующем: «лучше действовать и допускать промахи, чем ничего не делать». В компаниях, которые внедрили культуру ошибок, сотрудники открыто заявляют о проблемах при выполнении задач. В таких организациях расширяются права и возможности персонала, работникам не запрещается допускать ошибки, но они отвечают за свои решения. При этом руководство считает провалы одним из способов роста и улучшения чего-либо. А члены команд превращают ошибки в ценный опыт.

Как появилась культура ошибок

Благодаря внедрению культуры компании сокращают риски, налаживают и улучшают производственные процессы. Неудачи в них рассматриваются как шаги к развитию и совершенствованию.

Ошибка в бизнесе — это опыт. Если даже в какой-то момент организация пошла не по тому пути, персонал получил определенные знания и навыки. Благодаря им коллектив исключит такие промахи в будущем.

В целом культура ошибок основывается на пяти базовых принципах:

  1. Высокий уровень эмоционального интеллекта у руководителей и подчиненных.

  2. Ошибка, которую допустил член команды — это часть работы, а не катастрофа.

  3. Наличие системного подхода к исправлению промахов и их анализу.

  4. Поиск первопричин ошибок и возможностей их устранения.

  5. Непрерывное отслеживание и модернизация рабочих процессов.

Актуальность для компаний

Специалисты, которые боятся наказания за ошибки, скрывают провалы в работе и искажают информацию о трудовом процессе. В результате руководство не может вовремя решить проблему, следовательно, компания теряет денежные средства. Кроме того, страдает ее репутация. А это сказывается как на развитии самой компании, так и на личностном росте ее сотрудников.

Благодаря культуре ошибок руководство сможет проанализировать причины провалов и исправить их, а затем выпустить на рынок новый продукт. В случае успеха он окупит деньги, которые компания затратила на устранение недочетов. Такой гибкостью обладают технологические гиганты — Google, Microsoft и другие, поскольку они регулярно сталкиваются с инновациями, а, значит, и с провалами.

Культура ошибок позволяет проводить тесты самых смелых гипотез и разрабатывать более универсальные и уникальные продукты на основе накопленной базы знаний и умения рисковать. Опыт известных компаний подтверждает — благодаря нескольким успешным запускам окупаются десятки провальных экспериментов.

При проектировании бизнес-процессов необходимо учитывать возможные ошибки и создавать механизм для их анализа и устранения. Провал, который ожидается, не становится катастрофой. Руководитель должен донести до подчиненных, что ошибки случаются у всех. Главное, чтобы они становились инструментами роста. А вот если о провале умолчать, проблема может усугубиться.

Внедрение культуры ошибок

Пример успешного внедрения культуры ошибок — американская компания Amazon, основатель которой ввел в трудовой процесс механизм исправления недостатков. Его суть: каждый неприбыльный или провальный проект сотрудники сопровождают специальным документом под названием «Correction of errors». В переводе с английского — «Исправление ошибок». Разбор недочетов позволяет исключать их в будущем.

В 2014 году Amazon начала продажи смартфона Fire. Гаджет оказался провальным и принес убытки компании в размере 170 000 000 $. Руководство не зациклилось на миллионах, которые потратились впустую, а провело разбор ошибок и переключило внимание на другие продукты. Одним из них стала «умная» колонка Echo с поддержкой голосового помощника Alexa. Первое устройство появилось на рынке в том же 2014 году. И с тех пор ее продажи по всему миру только увеличиваются. Например, в 2022 году Amazon реализовала 82 миллиона таких колонок.

Внедрение культуры ошибок

Чтобы сформировать культуру ошибок в компании, руководителю необходимо:

  1. Обсуждать с подчиненными неудачи и их пользу для обучения. Для демонстрации открытости делиться своими ошибками. Не назначать виноватых, а искать причины возникновения проблемы. Их понимание исключит повторение провалов в дальнейшем.

  2. Обучать персонал практикам управления рисками и умению правильно реагировать на ошибки. Разрабатывать менторские программы, чтобы сотрудники делились опытом с коллегами.

  3. Добиваться прозрачности в коммуникации, что позволит членам команды свободно обсуждать свои промахи. Вести диалог в режиме реального времени для более быстрого реагирования на появление проблем.

  4. Поощрять подчиненных, чтобы они проявляли инициативу, тестировали новые идеи и проводили эксперименты, даже если рискуют совершить ошибки.

  5. Регулярно анализировать провалы в проектах компании. Формировать базу документации, которая позволит сохранить опыт и использовать усвоенные уроки в будущих проектах.

Вывод

Культуре ошибок отводится важная роль в развитии и достижении успеха современных компаний. Благодаря проведению разбора и анализу неудач руководство организаций избегает подобных проблем в будущем.

Однако ошибки двигают компанию вперед и повышают ее эффективность только в том случае, если становятся частью бизнеса и тщательно прорабатываются. Систематические провалы — это свидетельство не налаженного процесса проверки гипотез, а банальной непродуктивности.

18 сентября | 15:00
ВЕБИНАР ОТ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ К ЭКОЛОГИЧНОЙ СИСТЕМЕ САМООРГАНИЗАЦИИ КОМАНДЫ
Расскажем о том, как экологично внедрить систему мониторинга и извлечь из этого пользу не только руководителям, но и сотрудникам.
Вас ждут взрывные идеи и ценные подарки, регистрируйтесь!

Попробовать бесплатно
Воспользуйтесь 14-дневным триалом
системы мониторинга работы
персонала ИНСАЙДЕР и узнайте, чем
заняты ваши работники на самом деле
Начать бесплатно
Читайте также
Наши успешные кейсы
Получите демодоступ
Заполните форму и оцените возможности ИНСАЙДЕР
Получить демодоступ