Согласно опросам известных рекрутинговых порталов, 27% сотрудников российских предприятий перерабатывают постоянно, 21% — примерно раз в месяц. Многие специалисты жертвуют даже выходными.
В соответствии с результатами другого исследования, 20% людей трудится каждые субботу и воскресенье, 35% — пару раз за месяц. При этом многие считают — чем больше работаешь, тем лучше. Такая позиция граждан поощряется обществом и подтверждается цифрами.
Согласно выводам Организации экономического сотрудничества и развития, РФ входит в ТОП-10 самых работающих стран в мире. Среднестатистический российский специалист находится в офисе примерно 1840 часов в год.
Последнее время этот показатель снижается. Но если сравнить с некоторыми странами Европы, он все еще остается высоким. Например, в Германии сотрудники компаний в год работают на 500 часов меньше, чем в России.
У сверхурочной занятости есть преимущества и недостатки. Чтобы оценить вред и пользу переработок для компании, нужно понять причины задержек членов команды на своих местах после окончания трудового времени. В основном такое случается, если:
компания испытывает кадровый голод;
специалисты не умеют грамотно распределять рабочее время и откладывают важные дела на потом;
задачи, которые выполняют сотрудники, не соответствуют их компетенции;
специалисты работают в условиях повышенной нагрузки;
в коллективе сложилась токсичная атмосфера.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, работодатель обязан оплачивать сверхурочный труд по повышенной ставке, а именно:
каждый час из первых двух — не менее, чем на 50% больше оклада;
последующие часы — в два раза дороже.
Создается впечатление, что выгоду от переработок получает только сотрудник, а компания несет убытки. Однако это не совсем так.
Сверхурочная деятельность выгодна не только сотрудникам, которые получают повышенную оплату. Благодаря переработкам в компаниях:
Повышается производительность. Причина — большое количество выполненных задач. И дело не только в объеме. Сотрудник быстрее справляется с делами, так как не отвлекается на телефонные переговоры с клиентами и беседы с коллегами.
Соблюдаются договоренности с заказчиками и партнерами. Во многих отраслях сроки имеют ключевое значение. Руководители стараются соблюдать обязательства и договоренности вне зависимости от времени работы подчиненных. Значит, им выгодна сверхурочная деятельность сотрудников.
Повышаются компетенции специалистов. Благодаря сверхурочной работе сотрудники оттачивают свои умения и получают новый опыт. Руководители ценят не только их преданность компании, но и навыки, которые помогают совершенствовать внутренние процессы организации.
В итоге работодатель получает больше, чем вкладывает. Следовательно, ему выгодно оплачивать переработки даже по повышенным ставкам.
Переработка — это осознанное решение руководства, а не инициатива подчиненных. Поводы для задержки персонала после того, как окончилось официальное трудовое время, могут быть разными:
Перераспределение функционала из-за отсутствия сотрудников. В такой ситуации у руководителя есть два варианта. Первый — работа члена команды, который отсутствует, поручается другому специалисту. Поэтому последнему приходится трудиться сверхурочно. Второй — для выполнения задач отсутствующего сотрудника временно нанимают нового человека. Это лучшее решение в случае продолжительной болезни.
Соблюдение обязательств. Иногда сделать работу в сжатый срок можно, но только если трудиться сверхурочно. Чаще это необходимо при выполнении проектных задач или при выпуске новых продуктов к началу продаж. Такой тип переработок не относится к долгосрочной трудовой практике.
Достижение целей организации. В этом случае работа сверх нормы приносит пользу всем членам команды в долгосрочной перспективе. Благодаря внеплановой занятости создается культура упорного труда для достижения чего-либо. Но такие переработки не должны становиться регулярными.
Сезонные перепады или рост спроса. В таких случаях руководство нанимает дополнительных сотрудников, а потом увольняет их, или увеличивает нагрузку на существующий персонал. Последнее происходит чаще.
Чрезвычайные ситуации. Они случаются из-за отказа оборудования, поломок и происшествий, которые мешают работе. Для компенсации временного простоя коллективу приходится оставаться после окончания трудового дня.
В любом случае переработки не должны быть постоянными. Иначе они негативно скажутся на деятельности компании.
Большой объем переработок отрицательно воздействует на моральное и физическое здоровье сотрудников. Из-за накопленной усталости у них развивается депрессия, в коллективе случаются конфликты. Все это отражается на качестве работы персонала и приводит к прогулам из-за плохого здоровья.
Постоянные переработки становятся причиной хронического стресса и, в конечном итоге, выгорания. Что, в свою очередь, увеличивает текучку кадров.
Кроме того, сверхурочная работа отнимает время на личную жизнь. Значит, человек меньше спит, не занимается хобби, не встречается с друзьями и родственниками. Чем больше часов переработки у сотрудника, тем ярче выражен дисбаланс между работой и личной жизнью.
И главное — сверхурочная деятельность, особенно если в ней нет объективной необходимости, стоит дороже обычного рабочего времени из-за падения продуктивности. У этого есть много причин. Сотрудники, которые работают сверхурочно, чаще прерываются, раньше уходят домой или опаздывают на следующий день, становятся рассеянными. Из-за постоянной усталости они дольше обычного выполняют повседневные задачи и много ошибаются.
Все это становится причиной задержки проектов, жалоб клиентов и падения качества работы, что, в свою очередь, наносит ущерб репутации компании и снижает ее прибыль.
Но многие руководители не осознают, какое количество времени подчиненные тратят впустую на работе. Если из-за этого приходится трудиться сверхурочно, то у компании появляется еще одна ненужная статья расходов.
Для управления сверхурочной деятельностью можно использовать специальные программные инструменты контроля занятости персонала, например, «ИНСАЙДЕР».
Функции сервиса:
Отметка начала и окончания рабочего дня с точностью до минуты.
Детализация занятости: фиксация времени выполнения задач, инструментов, которые для этого использовались, фактов взаимодействия между отделами.
Учет простоев и отвлечений: как физического отсутствия члена команды на рабочем месте, так и бесполезных действий за ПК.
Также «ИНСАЙДЕР» фиксирует сайты и программы, которые открывает сотрудник, разделяет их на эффективные и непродуктивные, подсчитывает время реальной занятости.
Таким образом руководитель выявляет причины переработок подчиненного и понимает, за что нужно заплатить, а где урезать расходы на сверхурочную деятельность.
Для отслеживания количества трудовых часов и объема выполненных задач и обеспечения максимальной производительности воспользуйтесь триал-версией «ИНСАЙДЕР». Продолжительность бесплатного периода составляет 14 дней — за это время вы успеете протестировать все возможности системы и убедиться в ее эффективности.