Грейды — это система оценки персонала, которая определяет уровень компетенций сотрудников в соответствии с потребностями компании. Она способствует формированию объективной модели оплаты труда, мотивации специалистов и прозрачности карьерного роста.
Грейдирование — это классификация должностей по сложности работы, навыкам и уровню ответственности. Такая модель состоит из нескольких уровней с определенными критериями оценки. Должности распределены по грейдам в зависимости от полученных результатов: чем выше грейд, тем больше ответственность и финансовая мотивация.
В сфере IT система грейдов включает пять уровней:
Как правило, количество грейдов растет в зависимости от размера компании. Например, в одной организации могут быть джуниор-разработчики третьего и пятого грейда, а также мидл десятого и двенадцатого грейда. Иногда работодатель вводит дополнительные ступени — например, джуниор+.
Особенность системы грейдов заключается в том, что каждая организация самостоятельно вводит критерии компетентности для каждого уровня. Набор навыков, которые необходимы для перехода на определенную позицию, может значительно отличаться в разных командах. Например, сениор-разработчик из небольшой компании при устройстве в крупную организацию может претендовать только на позицию мидла, так как в большой компании требования будут выше.
К очевидным плюсам внедрения грейдов можно отнести:
Тем не менее, стоит учесть ряд недостатков подхода:
Грейдирование системы оплаты труда происходит в несколько этапов.
Сначала следует определить требования к должностям в компании: например, перечень навыков для младшего тестировщика, что нужно развить для перехода на позицию мидла и какие компетенции должны быть у старшего специалиста. Это распределение применяют ко всем позициям.
Необходимо выявить общие факторы, которые актуальны для всех позиций в компании. В зависимости от специфики системы грейдов работодатель выбирает, какие критерии отнести к оценке. Обычно они включают:
На этом этапе проводят оценку сотрудников по выбранным критериям. Чтобы обеспечить объективность, необходимо использовать данные от разных подразделений, с которыми взаимодействует специалист. Например, метод «360 градусов» поможет учесть мнения всех сторон.
На этом этапе необходимо объединить сотрудников с близкими итоговыми оценками по грейдам. Это позволит определить уровень оплаты труда в будущем.
Уровень дохода по каждой позиции определяют исходя из средней цифры по грейду. Сотрудники одной должности могут иметь разные зарплаты, но они должны находиться в пределах вилки: средний показатель ± 15–30%.
Грамотное распределение финансовой мотивации по системе грейдов помогает понять, у кого доход занижен, а у кого — завышен. Так, если сравнить зарплаты специалистов с одинаковыми оценками, но разными грейдами, можно обнаружить несоответствия и принять решение о повышении в должности, если работник обладает необходимыми навыками для перехода на следующий уровень.
Наличие системы грейдов — верный признак того, что компания заботится о своих сотрудниках. Самим же специалистам, которые решили сменить специализацию, не стоит бояться начинать с чистого листа. Развитие внутри компании — это тоже ценный навык.
Если вы уже преуспели в своей прошлой профессии, у вас есть все шансы ускорить прогресс и в новой области. Полученный на предыдущем месте работы опыт поможет быстрее продвигаться по грейдовой системе и претендовать на более высокую зарплату.