Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот

Нетворкинг: виды и особенности

#Контроль бизнес-процессов

Networking переводится с английского как «плетение сети». Деятельность направлена на выстраивание долгосрочных отношений для решения сложных жизненных задач, развития навыков и построения карьеры.

В основе идеи нетворкинга лежит теория шести рукопожатий, которую в 1969 году разработали два психолога из США. В дальнейшем она была подтверждена результатами нескольких исследований. Суть теории: каждый человек знаком с другим через пять людей. Определение является образным, но не безосновательным. Особенно, если речь идет о бизнес-сфере.

Задачи нетворкинга

Благодаря созданию и развитию сети полезных знакомств формируются сообщества людей с одинаковыми взглядами, интересами и направлением работы. Любой, кто входит в этот круг, может проконсультировать или оказать помощь в продвижении услуг и товаров. Такие знакомые всегда найдут нужного вам специалиста и сведут с ним.

В странах бывшего СССР нетворкингом многие называют обмен визитными карточками и короткую беседу ни о чем. Но «поделиться контактами» и «рассказать о своей компании» не означает «завести полезное знакомство». В визитнице вы можете хранить несколько десятков листочков бумаги с номерами телефонов, по которым ни разу не позвоните.

Что такое нетворкинг

Нетворкинг — это процесс налаживания долгосрочных контактов. Важным моментом здесь является обстановка, которая располагает к доверительной беседе. Только так вы узнаете, чем увлекается собеседник, расскажете о своих планах, обсудите общие темы, поделитесь опытом.

Нетворкинг широко распространен в бизнес-сообществах и среди фрилансеров. Благодаря людям, которые разбираются в близких вам сферах, вы ближе познакомитесь с опытом других. Это избавит от ошибок и позволит решить бизнес-задачи. Такие знакомства — трамплин для карьерного роста и дополнительная мотивация к действию.

Нетворкинг можно смело назвать образом жизни всех, кто желает добиться успеха. Эти люди заводят полезные контакты и «обрастают» нужными связями.

Однако некоторым кажется, что ничего нового в концепции нетворкинга нет. Обмен визитками — неотъемлемая часть профессиональных собраний, выставок и деловых встреч. Дополнением к этому становится вежливая пятиминутная беседа, которая зачастую не имеет отношения к деятельности участников. Помните, что такие мероприятия не считаются нетворкингом.

Виды нетворкинга

Эффективный нетворкинг

Это общение людей со схожими взглядами, которые трудятся в одной сфере. Они встречаются в реальной жизни для обмена мнениями по поводу ведения бизнеса. Продолжительность бесед составляет не менее часа. Люди не просто вежливо общаются, а проникаются чужими интересами. Такой вид нетворкинга способствует получению выгоды для будущих проектов и бизнес-задач. Его цель — увеличить количество «своих» людей в нужных сферах и сделать процесс интересным всем участникам.

Нетворкинг делится на личный и деловой. В последнем есть еще несколько подтипов. Личный нетворкинг подразумевает общение с родственниками, друзьями и людьми, которые заботятся о вашем здоровье, внешнем виде и так далее. Это семейные врачи, няни, парикмахеры.

Бизнес-нетворкинг

Процесс подразумевает только те контакты, которые необходимы для решения таких вопросов, как:

  • исключение ошибок при выборе партнера для бизнеса;
  • оперативное получение нужных контактов;
  • рекламирование товаров и услуг в узких кругах и привлечение целевой аудитории;
  • получение опыта взаимодействия в нештатных ситуациях при общении с разными людьми.

Задачи нетворкинга

В зависимости от способа построения отношений деловой нетворкинг бывает:

  1. Позитивный. Особенность такого общения: вы отдаете больше, чем получаете. Подходит для людей, которые только начинают строить карьеру и готовы вкладываться. Дальновидные бизнесмены понимают, что сегодня они делятся опытом и знаниями, но в будущем партнеры помогут им. Такому варианту взаимодействия зачастую отдают предпочтение те, кто набирает команду. Люди рассчитывают, что благодаря нужным контактам бизнес будет расти и развиваться.

  2. Негативный. Отношения основаны на принципе «ты — мне, я — тебе». Контакты заводятся только для получения выгоды и положительных результатов бизнес-процессов.

  3. Смешанный. При этом варианте партнеры не только опираются на личную выгоду, но и не забывают про развитие своих компаний. Здесь главное — соблюдать баланс между заботой о других и получением собственной прибыли. В противном случае один будет использовать другого. И, наоборот, склонность к построению рыночных отношений станет препятствием к завоеванию доверия партнера.

Полезный нетворкинг

Его активно применяют специалисты по маркетингу, чтобы управлять продажами, улучшать деятельность отдела, выстраивать взаимоотношения с партнерами и клиентами.

Для нетворкинга можно выбрать любое тематическое мероприятие, которое связано с деятельностью компании, например, прием или дружескую вечеринку.

Такие встречи пользуются популярностью и в IT-сообществе. Отношения строятся на принципе «я больше отдаю, чем беру». Объяснение простое: репутация в компаниях этой сферы ценится выше профессиональных качеств.

Полезные контакты в IT-среде заводятся на онлайн- и офлайн-конференциях, воркшопах, семинарах, курсах, где встречаются специалисты различного звена.

Методы не бывают плохими или хорошими. Зачастую их выбор будет зависеть от способности приспосабливаться к ситуации и оценивать ее под различными углами. Сильный коммуникатор также учитывает, что у каждого человека есть определенный набор индивидуальных характеристик. Они влияют на предрасположенность к тому или иному типу поведения и выстраивания отношений.

В любом случае, существуют базовые правила нетворкинга. Рассмотрим их ниже.

Особенности работы нетворкинга

Деловые связи помогают решить многие сложные вопросы: именно благодаря им большинство бизнесменов добились успеха.

Пользу нетворкинга доказали и психологи. Результаты многочисленных исследований выявили взаимосвязь между его применением и достижениями бизнеса.

Особенности работы нетворкинга

По утверждениям опытных нетворкеров, влияние целеустремленности, ответственности и профессионализма на построение рабочих процессов очевидно. Отсутствие личностных качеств компенсируется полезными связями.

Люди, которые с детства обзаводятся правильными знакомствами, чтобы построить карьеру, становятся успешными бизнесменами. Благодаря прокачанным личностным качествам они быстрее и проще выстраивают деловые связи. Человеку, у которого отсутствуют такие навыки и соответствующее окружение, сделать это сложнее. Но если есть желание, способности к нетворкингу всегда можно прокачать. 

Как построить связи

Вы должны понимать, для чего нужен сам процесс нетворкинга. Зачастую целью становится карьерный рост, приобретение профессиональных навыков и личностных качеств.

Если вы еще не умеете общаться с незнакомцами, сначала систематизируйте сеть контактов. Начните с родственников и близких. Составьте таблицу и запишите имена людей в соответствии со степенью важности и полезности.

Некоторые могут не согласиться с такой системой. Но если вы желаете заняться нетворкингом, научитесь сначала отдавать и только потом — принимать. Окружающие должны знать, что вы всегда на связи. Как только наладите доверительные отношения с близкими, переключайтесь на малознакомых людей и заводите новые контакты.

Как построить связи

Самым подходящим местом для этого являются коворкинги — городские общественные пространства для творческого и делового общения. Здесь встречаются бизнесмены и специалисты различных сфер. Они не просто беседуют, а проводят бесплатные мастер-классы и презентации.

Чтобы заниматься нетворкингом, посещайте лекции, тренинги, воркшопы. Если таких мероприятий нет в вашем населенном пункте, выезжайте в крупные города. Лучше делать это в одиночку — так знакомиться будет проще. Всегда носите с собой визитки. Забудьте о стеснении, но и не навязывайтесь. Заранее подумайте, какие услуги вы можете оказать собеседникам.

Правила нетворкинга

Выберите определенную стратегию общения и опробуйте ее на практике. Нетворкинг больше не будет казаться вам сложным. Но вначале ознакомьтесь с советами профессионалов:

  1. Когда нетворкер знакомится с людьми, то задает себе вопрос: «Какую пользу я смогу им принести?» Заранее продумывайте, чем вы можете помочь собеседнику. Помните, сначала человек должен увидеть выгоду от вас и только потом он будет готов к ответным действиям.

  2. От первого впечатления зависит многое. Понурые и неувлеченные люди никого не интересуют. Для нетворкинга важна доброжелательность человека, его мимика и жесты. Правильно подбирайте одежду для таких мероприятий, принимайте открытую для собеседника позу. Помните, внешние проявления так же важны, как знания и умения. Это подтверждают и данные психологических исследований: на первой встрече 55% успеха зависит от невербалики человека, 38% — от особенностей голоса и только 7% — от слов.

  3. Не вкладывайте в первую беседу очень много. От длительного общения собеседник устанет, а вы покажетесь ему нудным. Ограничьтесь коротким разговором и оставьте контакты. Для первой стадии нетворкинга этого достаточно. Когда познакомитесь поближе, приступайте к следующему шагу — более тесному общению в уютной обстановке.

  4. Подготовьте визитки. Некоторым кажется, что такие карточки уже никому не нужны: у каждой компании есть страница в социальных сетях. Но деловые люди дают собеседникам визитки, а не диктуют номер на ходу. Наличие карточки подчеркивает солидность и внимательность к мелочам.

  5. Ничего не продавайте и не рекламируйте на первой встрече, чтобы не испортить впечатление. Навязчивость оттолкнет собеседника. Если хотите сотрудничать с новым знакомым, проявите доброжелательность и искренне интересуйтесь его делами.

  6. Представляйте друг другу людей. Случается, что два человека ведут беседу, а третий в ней не участвует. Несмотря на то, что он знает одного из собеседников. Помните, что такая позиция вам невыгодна. Если не будете представлять друг другу людей, развалится весь круг вашего общения. Со временем вас исключат из числа знакомых.

  7. Презентуйте себя с выгодной стороны. Не пользуйтесь классическим представлением «меня зовут так-то, я оказываю следующие услуги». Вы затеряетесь среди десятков таких же людей. Расскажите о себе подробно и поясните, в чем заключается ваше отличие от других. Предоставьте возможность собеседнику узнать о вас больше. Если не имеете соответствующего опыта, пользуйтесь заготовками и репетируйте перед зеркалом. Говорите энергичнее, жестикулируйте.

  8. Не задавайте односложные вопросы. Спрашивайте и интересуйтесь собеседником. В противном случае длительного контакта не получится. Выстраивайте вопросы таким образом, чтобы собеседник давал развернутые ответы, делился опытом, мнением и впечатлениями. Помните, что этого же ждут и от вас. Но не говорите обо всем сразу: пусть собеседник выскажется. Чередуйте развернутые вопросы и ответы с компактными.

  9. Расставляйте приоритеты в общении. Не пытайтесь побеседовать со всеми, кто присутствует на мероприятии. Заранее решите, специалисты какой сферы вас интересуют. В первую очередь наладьте контакты с этими людьми. Останется время, пообщаетесь с остальными.

  10. Выбирайте удобную позицию. При разговоре не подходите близко и не отдаляйтесь от собеседника. Зрительный контакт должен быть выстроен правильно, эмоции выражены свободно и корректно. Чтобы вам было комфортно, не держите в руках много вещей.

  11. Помните о старых контактах. Не гонитесь за новыми знакомствами. Зачастую лучше выпить чашечку чая с человеком, которого давно не видели, поговорить с ним о делах и решить личные вопросы. В такой беседе вы сможете получить информацию о новых полезных вам людях.

Преимущества нетворкинга

Если соблюдать определенные правила, такая игра позволит разобраться со многими проблемами и облегчит ведение бизнес-процессов:

  • экономия времени на решении вопросов;
  • появление большого количества интересных событий и встреч;
  • повышение мотивации к работе и достижению новых целей на примере людей, которые добились успеха;
  • упрощение поиска клиентов;
  • появление возможности поделиться идеями и навыками с профессионалами для разработки новых проектов.

Однако у нетворкинга есть особенность: важно не только налаживать связи, но и поддерживать их. В противном случае, о вас просто забудут.

Преимущества нетворкинга

Сферы, в которых нетворкинг работает наиболее эффективно

Успешные бизнесмены знают, что благодаря связям можно решить практически любой вопрос. Поэтому для них нетворкинг — не тренд, а необходимость для продвижения товаров и услуг.

Лучшие места для получения контактов — офлайн-конференции и деловые мероприятия. На них собираются настоящие профессионалы, которые способны оказать благоприятное влияние на любой бизнес. Зачастую сами мероприятия уступают место процессу заведения новых знакомств.

Сначала бизнесмены оценивают квалификацию и опыт участников встречи, чтобы выбрать собеседников. Затем заводят разговор с учетом правил нетворкинга: он станет основой перспективного сотрудничества. Бизнесмены не только обмениваются контактами, но и договариваются о встрече.

Чтобы стать эффективным нетворкером, сначала освойте несколько принципов, изучите тематическую литературу или пройдите обучающие курсы.

Подробнее изучите темы личностного развития, мотивации и раскрытия потенциала. Благодаря этому вы сможете отточить навыки общения для заведения полезных знакомств.

Для установления деловых контактов посещайте офлайн-мероприятия, проявляйте активность в интернете, поддерживайте связи, помогайте партнерам и выражайте им благодарность.