Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Лидерство в действии: как грамотно подобрать стиль управления

Руководители по-разному ставят задачи сотрудникам: одни грозят штрафами за срыв дедлайна, другие подбадривают и поощряют за выполненную работу. Из статьи вы узнаете, какие бывают стили управления, и разберетесь в их сильных и слабых сторонах.

Стиль управления: что это

Система построения отношений в коллективе складывается из того, как начальник взаимодействует с сотрудниками, мотивирует их, прислушивается к мнению членов команды и какие способы для этого применяет. Выбранный стиль управления влияет на результативность работы, атмосферу в компании и лояльность подчиненных.

Виды взаимодействия с сотрудниками

В основе классификации стилей лежат ответы на следующие вопросы:

  • кто решает поставленные задачи и берет на себя ответственность;
  • какова степень вовлеченности сотрудников в процесс;
  • какой способ мотивации руководитель применяет чаще.

Авторитарный стиль управления

Начальник принимает решения оперативно, самостоятельно, без обсуждения с коллективом. Сотрудники такой компании — просто исполнители. Мотивацией для них становятся высокие зарплаты или выговоры, штрафы и увольнение.

Плюсы:

  • быстрота приема решений руководителем;
  • сотрудники действуют четко по инструкции;
  • результативность работы команды даже при ограниченных ресурсах.

Минусы:

  • отсутствие у сотрудников мотивации для развития и повышения показателей;
  • незаинтересованность руководителя в повышении лояльности и обучении подчиненных, увольнение и выгорание последних;
  • постоянный контроль рабочего процесса со стороны начальника из-за узкой зоны ответственности у членов коллектива.
Пример: Американского предпринимателя, инженера и миллиардера Илона Маска называют лидером с железной рукой. Он без сожаления увольняет сотрудников, которые выходят за рамки установленных норм.

Демократический стиль управления

Руководитель принимает решения вместе с сотрудниками путем обсуждения. Последнее слово он оставляет за собой, но учитывает мнение большинства и действует в интересах коллектива. Члены такой команды сами устанавливают и корректируют сроки выполнения работ. Мотивацией для них становятся похвала начальника, премия и карьерный рост.

Демократический стиль управления

Плюсы:

  • стремление команды к достижению результата и его улучшению;
  • формирование прочных партнерских отношений в коллективе;
  • лояльность сотрудников к компании и руководителю;
  • самостоятельность работников, и, как следствие, отсутствие необходимости контроля со стороны начальника.

Минусы:

  • большие затраты времени и сил на принятие решений;
  • перенос сроков исполнения задач;
  • необходимость обоснования решений руководителем, работа с возражениями коллектива, учет критики;
  • невозможность применения в незрелой команде.
Пример: Говард Шульц, основатель Starbucks, регулярно обсуждает с сотрудниками проблемы компании, выслушивает их мнение и учитывает предлагаемые варианты достижения поставленных целей.

Либеральный стиль управления

В коллективе царит равноправие: работники самостоятельно ставят себе задачи и сроки их выполнения, а начальник занимается стратегическим планированием. Он — коуч и наставник, к которому можно обратиться с вопросом. При таком стиле управления каждый сотрудник чувствует себя причастным к формированию чего-то нового и получает возможность реализовать свой потенциал.

Плюсы:

  • автономность и саморегулируемость коллектива;
  • активная позиция сотрудников, генерация ими идей и внедрение улучшений;
  • стремление команды к большему даже при отсутствии явных материальных стимулов;
  • формирование в коллективе близких, поддерживающих отношений.

Минусы:

  • необходимость полного доверия команде со стороны руководителя;
  • сложность применения в крупных компаниях;
  • необходимость выявления неформальных лидеров и введения единых правил для всех;
  • невозможность приема быстрых и непопулярных решений;
  • нереальность применения в тех отраслях, где приходится работать по инструкции.
Пример: Ларри Пейдж, один из основателей Google, предоставлял своим сотрудникам самостоятельность и свободу. Благодаря ему каждый чувствовал себя частью компании.

Авторитетный, или директивный стиль управления

Основывается на личности руководителя, его харизме и видении происходящего. Многие бренды ассоциируются с учредителями компаний — людьми, которые создали их с нуля. Такие руководители — авторитетные эксперты в своей области.

Авторитетный стиль управления

Плюсы:

  • образование сильной, сплоченной и хорошо мотивированной команды, которая стопроцентно доверяет руководителю.

Минусы:

  • после ухода лидера, на котором все держится, компания может развалиться и потерять большинство своих заказчиков и сотрудников.

Пример: Адольфу Гитлеру прийти к власти помогли ключевые черты харизматичных лидеров: несвойственный немцу темперамент, энергичность и эмоциональный напор. Он сумел убедить миллионы людей в превосходстве арийской расы, люди верили ему безоговорочно.

Компанейский, или дружественный стиль управления

Отличается неформальными отношениями между руководителем и сотрудниками: они общаются на равных, совместно проводят время вне работы. Стиль характерен для небольших коллективов или отделов, где коллеги давно друг друга знают, часто являются друзьями или родственниками.

Плюсы:

  • образование лояльной и сплоченной команды, где все поддерживают друг друга;
  • сотрудники привержены своей команде, поэтому не уйдут к конкурентам даже за большие деньги.

Минусы:

  • из-за личных отношений руководителю сложно быть объективным, добиваться от коллектива нужного результата и указывать на недочеты;
  • увольнение даже неэффективного работника становится трудновыполнимой задачей.
Пример: Альфред Риттер и Клара Готтль — основатели компании «Ritter Sport» — брали на работу только друзей и близких родственников. Люди становились соратниками, помощниками и партнерами по бизнесу. Их совместная работа была сочетанием опыта старшего поколения с инновационными решениями младшего.

Менторский стиль управления

Руководитель — наставник, который занимается личностным и профессиональным развитием своих подчиненных. Стремится к раскрытию талантов каждого: ставит сложные задачи, поощряет прохождение обучающих курсов и тренингов.

Менторский стиль управления

Плюсы:

  • ответственные инициативные сотрудники, которые регулярно улучшают свои навыки;

Минусы:

  • проблемы с выполнением рутинных однообразных задач.

Пример Говард Шульц — председатель и генеральный директор Starbucks Coffee — превратил маленькую местную сеть кофеен в самый известный бренд в мире. Он всегда был лоялен к сотрудникам, регулярно обучал их и мотивировал.

Также существует смешанный, или индивидуальный, подход, суть которого заключается в ситуативном сочетании элементов разных стилей управления.

Как выбрать стиль руководства

Выбор того или иного подхода зависит от нескольких факторов:

  • личные качества руководителя;
  • его профессиональный опыт;
  • поставленные задачи;
  • сфера деятельности;
  • особенности коллектива.

Для правильного выбора стиля следует соотнести цели, которые поставлены перед начальником, и условия, в которых работает он и его коллектив.

Как выбрать стиль управления

Компании постоянно развиваются, поэтому принципы управления можно изменять и комбинировать. Такая модель называется «спиральная динамика». Она состоит из следующих этапов:

  1. Стартап. Задача компании — выжить. Ей предстоит занять нишу, получить прибыль и избежать разорения. Решения принимает только руководитель. Оперативно и самостоятельно.

  2. Образование структуры. Компания растет, формирует сильную команду, выстраивает иерархию.

  3. Подъем. Компания появляется на новых рынках, увеличивает объемы и ключевые показатели, расширяет штат. Руководитель ждет от персонала не только выполнения задач, но и инициативы.

  4. Усовершенствование. Взрывной рост сменяется оптимизацией расходов для снижения издержек, увеличением прибыли, стабилизацией показателей. Руководитель налаживает ключевые процессы внутри компании.

  5. Нововведения. Компания инвестирует в продукцию и направления, а также в обучение работников.

  6. Стабильное улучшение. Компания развивается, жесткая иерархия сменяется горизонтальными связями.

  7. Стратегические цели. Проблемы компании остались в прошлом, она находится в фазе роста. Ее политика выстраивается в соответствии с общемировыми ценностями и глобальными задачами.

  8. Гармония. Компания имеет сбалансированную структуру и существует в согласии с обществом и окружающим миром.

На первых двух этапах руководителю следует придерживаться авторитарного стиля управления. Пример — антикризисный менеджмент: быстрые и решительные действия позволяют разобраться с проблемами при небольших потерях. 

Если руководитель будет выносить на обсуждение свои решения и выбирать путь, который устраивает всех, он упустит время и компания станет убыточной.

Например, руководитель отдела маркетинга в компании, которая продает книги в розницу, придерживается авторитарного стиля. Конкуренция на этом рынке высокая, за место приходится бороться. 

Лидерство и руководитель

Руководитель настаивает на переформатировании сети под продажи сопутствующей продукции, жвачки и канцтоваров. Глава компании и коллектив против такого шага. Однако практика показывает, что это решение было верным. Так, благодаря настойчивости и бескомпромиссности руководителя отдела компания выходит на новый уровень и получает прибыль.

Авторитарный стиль характерен для госсектора, крупных производств, военных подразделений и чрезвычайных служб. В других случаях эксперты советуют не использовать его на постоянной основе. В противном случае сотрудники не будут ощущать себя причастными к общему делу, начнут бойкотировать решения, а работа для них станет повинностью. 

Из-за низкого уровня мотивации члены такой команды станут трудиться только для того, чтобы избежать наказания или увольнения.

В период развития компании и оптимизации ее внутренних процессов лучше придерживаться демократического стиля управления. Руководителю нужно выстраивать иерархию, мотивировать и развивать подчиненных. Также этот стиль будет идеальным на этапе масштабирования бизнеса: он позволит сохранить прозрачность и вырастить среди персонала начальников новых филиалов и направлений.

Демократический принцип управления характерен для многих модных брендов из массмаркета, например, Zara или Bershka.

Многие устойчиво развивающиеся компании в IT, медиа и творческой среде используют либеральный стиль руководства. В них все проекты или продукты создаются равноправными командами сотрудников. На этих же принципах основан Agile-подход, который появился в IT-компаниях в начале века. Он стал полной противоположностью авторитарному стилю и бюрократии консервативных корпораций.

Благодаря сочетанию Agile-подхода и либерального принципа управления создаются инновационные продукты, так как у каждого члена команды есть возможность высказывать свое мнение и предлагать идеи. 

В период развития персоналу важно, чтобы их компания не просто получала прибыль, но и имела какую-то глобальную цель — например, заботилась об окружающей среде.

Связь личности руководителя с методом управления командой

Начальник, который прошел с командой все стадии развития, точно знает, как надо работать с коллективом. При этом многое зависит от личности лидера, его мотивации, опыта и эмоционального интеллекта.

Современный корпоративный мир делит стили управления на два вида:

  • женский, для которого характерны мягкость, демократичность, сопереживаемость;
  • мужской, который отличается жесткостью, авторитарностью, нацеленностью на результат любой ценой.

Во многих западных компаниях практикуется первый вариант, причем, вне зависимости от пола руководителя. В России этот тренд еще не совсем прижился. Но количество начальников, которые управляют коллективом в «женском стиле», растет с каждым годом.

Как управлять командой

Иногда принцип руководства основывается на харизме лидера — скопировать его невозможно. Некоторые авторитарные руководители, которые в одиночку принимают все ключевые решения, ценят талантливых работников и поощряют их за идеи. К потребителям такие начальники относятся как настоящие либералы. Тщательно изучают их потребности и используют полученные знания для разработки особых продуктов, в которые клиенты компании влюбляются с первого взгляда.

Заключение

Важно помнить, что успешное управление — это не только способность применять различные стили, но и умение сбалансировать их, опираясь на конкретные обстоятельства и задачи.

Развивайтесь как лидер, совершенствуйте свои навыки и адаптируйтесь к изменяющимся условиям бизнеса. Стратегии и технологии могут меняться, но способность эффективно управлять людьми всегда будет ключевым элементом успеха.