Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Принцип кайдзен: путь развития для людей и компаний

#Контроль бизнес-процессов
#Для сотрудника
#Управление персоналом
Японский подход к увеличению эффективности рабочих процессов и непрерывному самосовершенствованию набирает популярность во всем мире. В этой статье мы разберем, что представляет собой кайдзен, и как с его помощью лучше выполнять свои задачи.

Суть кайдзен

Это японская философия бизнеса, следование которой способствует оптимизации рабочих процессов в компании. Слово «кайдзен» имеет различные трактовки, в основном оно означает постоянное улучшение.

Концепция не представляет собой готовую пошаговую стратегию или универсальную формулу достижения успеха. Официального пособия с инструкциями по кайдзен не существует. Он является совокупностью принципов и идей, которые стоит использовать для развития себя или бизнеса.

В основе кайдзен лежит постулат, что небольшие шаги в правильном направлении помогают достичь многого. Поэтому для реализации масштабных целей требуются не радикальные изменения, а постепенная и регулярная работа.

Появился кайдзен в Японии после Второй мировой войны. Впервые его внедрила в свои процессы компания Toyota. Этот метод помог возродить производство, наладить работу и повысить прибыль. В большей степени кайдзен применяют в бизнесе, однако он также подходит для личного использования.

Составляющие кайдзен

Так как официального изложения основ этой философии нет, то ее описание разнится в многочисленных источниках.

Суть кайдзен

Существует сайт Института Кайдзен, где автор книги «Кайдзен. Ключ к японской стратегии успеха» Масааки Имаи предлагает пять элементов ядра этого учения:

  1. Понимание клиента. Необходимо ясно представлять желания, потребности, ценности и боли человека, которому вы продаете товары или оказываете услуги.

  2. Избавление от всего лишнего. Кайдзен использует принципы безотходного (zero waste) и бережливого производства. В широком смысле она отстаивает идею применения в работе и жизни только нужного. При этом важно отсеивать любой физический и информационный мусор.

  3. Внимание «производству». Автор книги использует японское слово gemba, которое в переводе означает «место, где происходит работа». Смысл заключается в том, что начальник должен вникать в производственные процессы и начинать преобразования с них.

  4. Опора на факты. При принятии решений нужно брать во внимание статистические данные, конкретные цифры и динамику ключевых показателей, а не личные ощущения.

  5. Воодушевление команды. Важно ставить четкие цели перед персоналом и помогать членам коллектива с трудными задачами.

Есть множество других источников, которые посвящены философии кайдзен. В них встречаются дополнительные принципы системы:

  1. Учитывание мнения работников. Метод кайдзен говорит о том, что каждый сотрудник должен иметь право голоса, а руководитель обязан прислушиваться к персоналу. Нужно создавать для людей возможность выразить свое мнение: организовывать общие мозговые штурмы, проводить личные интервью или устанавливать ящики для письменных предложений. Подходящие идеи стоит реализовывать на практике.

  2. Отказ от перфекционизма. Желание добиться идеального результата часто вводит в ступор и мешает работе. Лучше постепенный и планомерный прогресс с регулярным выполнением элементарных задач, чем стремление сделать все безукоризненно.

  3. Поиск источника проблем. Нельзя принимать неурядицы и недочеты в работе как должное. Необходимо проанализировать ситуацию, найти причины проблемы и решить ее.

  4. Избегание застоя. Часто появляется соблазн оставить все как есть, однако нужно всегда стремиться не к привычному покою и стабильности, а к постоянному развитию и внедрению инноваций.

  5. Воспитание личной дисциплины. В системе кайдзен самоконтролю уделяется особое внимание. Каждый сотрудник должен придерживаться тайм-менеджмента и планомерно укреплять силу воли.

  6. Развитие сплоченности и товарищества. Сотрудники должны иметь общие ясные цели, принципы и ценности. Единый командный дух мотивирует, вдохновляет, направляет коллективные усилия и помогает слаженно действовать.

Составляющие кайдзен

Также есть подборка принципов кайдзен относительно бережливого производства. Она включает пять пунктов, каждый из которых начинается с латинской буквы S или, соответственно, русской С:

  1. Сортировка (Seiri). Отделяйте главное от ненужного, отбирайте рабочие инструменты, задачи и подходы, а от всего остального избавляйтесь.

  2. Систематизация (Seiton). Независимо от типа вашего рабочего места, будь то станок, мольберт или офисный стол, держите его в надлежащем виде. Каждый предмет и инструмент должен занимать конкретное положение. 

  3. Содержание в чистоте (Seiso). Убирайте свое рабочее место в конце каждого дня. На нем должны царить чистота и порядок. 

  4. Стандартизация (Seiketsu). Доведите сортировку, систематизацию и поддержку чистоты до автоматизма. Сделайте эти принципы рабочим стандартом.

  5. Совершенствование (Shitsuke). Регулярно проверяйте эффективность системы. Устраняйте недостатки и оптимизируйте рабочие процессы.

Как с помощью кайдзен внедрять изменения

Для реализации системы кайдзен подходит принцип PDCA (Plan — Do — Check — Act), который также называют циклом управления Деминга–Шухарта. Согласно аббревиатуре, он включает в себя четыре этапа:

  1. Планирование (Plan). Необходимо изначально анализировать ситуацию и составлять стратегию развития, чтобы перемены не носили спонтанный характер.

  2. Действие (Do). В рамках философии кайдзен это означает попытку внедрить какое-либо улучшение небольшого масштаба.

  3. Проверка (Check). Требуется оценить влияние изменений на функционирование компании или персональную эффективность, для этого нужно сравнить рабочие показатели до и после инноваций, узнать мнение сотрудников.

  4. Корректировка (Act). При возникновении проблем необходимо устранить их, изменить стратегию или полностью отказаться от прежних инициатив, если они не принесли положительных результатов.

Как с помощью кайдзен внедрять изменения

Повышение личной продуктивности с помощью кайдзен

Первоначально эта философия работала исключительно на благо компаний и крупных предприятий, однако она способна приносить пользу и отдельным людям.

Блогер Гейл Курцер-Майерс и автор книги «Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен» Роберт Маурер рекомендуют несколько способов применения данной системы в обычной жизни.

Постановка небольших целей

Такие грандиозные задачи, как запуск бизнеса или планирование вдвое увеличить заработок, вызывают страх и неуверенность в себе. Чтобы их было проще понимать и решать, нужно разделять масштабные цели на множество небольших.

Например, чтобы открыть свое дело, сначала необходимо найти идею для бизнеса, проанализировать рынок и будущих конкурентов, рассчитать бюджет и составить план действий. Чем на большее число шагов получится разделить глобальную задачу, тем вам будет проще.

В классическом тайм-менеджменте известен аналогичный подход — «съесть слона по кусочкам».

Правильные вопросы к себе

Распоряжения в приказном порядке, например, начать каждое утро заниматься йогой, работают плохо. Чтобы разобраться в себе и отыскать мотивацию, задавайте верные вопросы:

  1. Чего не хватает для ежедневных утренних занятий йогой?
  2. Что нужно купить, чтобы упростить задачу и получить положительные эмоции? Это может быть удобная и стильная спортивная одежда или новый коврик.
  3. Какие малые шаги помогут выработать и закрепить полезную привычку? Возможно, нужно заранее с вечера собирать коврик и одежду, раньше ложиться спать, регулярно читать статьи о йоге.
Повышение личной продуктивности с помощью кайдзен

Поэтапное движение небольшими шагами

В книге Роберта Маурера есть показательный пример эффективности такой стратегии. Врач хотел убедить пациентку в необходимости ежедневно заниматься спортом по 30–60 минут. Подобный активный режим женщине не понравился. 

Взамен ей предложили каждый вечер вышагивать перед телевизором всего по 1 минуте. С этим заданием она успешно справлялась. Постепенно такой регулярный марш вошел в привычку. Пациентка стала планомерно увеличивать продолжительность и сложность упражнений, в итоге полюбила спорт и не могла представить без него свою жизнь.

Так маленькие шаги могут со временем и вас привести к большим переменам.

Избавление от мусора

Подразумеваются любые его формы, как физические, так и ментальные. Необходимо избавляться от ненужных бумаг и предметов. Если сломалась ручка, мышка или кофемолка — выкидывайте и меняйте на новые. 

Тоже касается и информационных продуктов: не используете программу на компьютере — удаляйте. Выявляйте хронофагов (пожирателей времени) и убирайте их из своей жизни, отказывайтесь от вредных привычек. Разбирайтесь с демотивирующими и негативными мыслями и психологическими установками.

Поддержание чистоты и порядка на рабочем месте

Посреди бардака из хаотично разбросанных предметов сложно сосредотачивать внимание и эффективно выполнять задачи. Поэтому важно соблюдать опрятность и грамотно организовывать рабочее пространство, в котором каждая вещь занимает свое место. Это приучает к дисциплине, настраивает на нужный лад и наводит порядок в мыслях.

Кайдзен и самосовершенствование

Ежедневное самосовершенствование

В основе философии кайдзен лежит идея поступательного беспрерывного развития. Перемены не должны быть разительными и масштабными, они могут представлять собой небольшие и незаметные на первый взгляд изменения. Главное, чтобы улучшения происходили каждый день.

Можно прогуляться в парке на минуту дольше обычного, выучить на пару английских слов больше привычной нормы, прочитать несколько страниц книги, потратить на просмотр мемов в соцсетях чуть меньше времени, чем вчера. Любые положительные изменения важны и дадут в будущем заметный результат.

Вывод

Японская философия и методология управления бизнесом кайдзен превозносит непрерывное совершенствование рабочих процессов в компаниях и личных навыков человека. Суть системы заключается в постепенном внедрении небольших положительных изменений каждый день. Кайдзен помогает людям и организациям развиваться, повышать эффективность своей работы и достигать успеха.