В Советском Союзе многие люди всю жизнь работали в одной организации и развивались в сфере, которую выбрали в начале трудового пути. Со временем они становились экспертами в своей области, но практически не разбирались в других.
Особенностью современного изменчивого мира являются высокие требования к адаптации и гибкости. Именно поэтому сегодня встречается большое количество многопрофильных универсалов. Однако у таких работников есть серьезный недостаток — поверхностные знания.
Универсальный сотрудник и узкий специалист являются двумя крайностями, но есть и баланс — T-shaped people. Из статьи вы узнаете, что это за специалисты и какими навыками они обладают.
Это специалисты, которые имеют глубокие знания в одной области — вертикальная часть буквы «Т» — и широкий опыт в смежных сферах — ее горизонтальный элемент. Благодаря такому подходу к наращиванию компетенций люди разбираются в своей работе и продуктивно взаимодействуют с представителями других профессий.
На современном рынке труда T-shaped people пользуются популярностью. Для многих проектов требуется слаженная работа специалистов разных направлений. Универсальный сотрудник не только повышает продуктивность команды. Ценность таких работников заключается в следующем:
Если возникает необходимость, они выполняют любые обязанности в команде. Это особенно приветствуется в молодых компаниях с ограниченными ресурсами и бюджетом.
Они понимают коллег из смежных областей и говорят с ними на одном языке, поэтому становятся связующим звеном в коллективе.
Благодаря широкому кругозору такие сотрудники предлагают нестандартные идеи, причем не только в своей сфере. Они имеют знания в других областях, поэтому доступно излагают мысли.
T-shaped people обучают других членов команды, быстро адаптируются к изменениям и осваивают новые смежные сферы.
В своей основной области такие люди являются экспертами.
Словом, T-shaped people — это узкие специалисты, которые разбираются в смежных сферах.
У каждого из специалистов свой подход к работе и получению новых навыков.
Дженералист, или универсал, имеет широкие, но неглубокие знания в нескольких сферах. Такой сотрудник быстро переключается между задачами и осваивает новые навыки. Он становится полезным в ситуациях, которые требуют многофункциональности и адаптивности.
Наглядным примером универсала является врач-терапевт. Доктор имеет общие поверхностные знания во многих областях медицины, назначает несложное лечение и ставит предварительный диагноз.
Эксперт — узкий специалист, или I-shaped — профессионал с глубоким опытом в одной конкретной сфере. Благодаря узкому направлению в знаниях он становится незаменимым при решении сложных профильных вопросов, но сталкивается с трудностями, если необходимо работать в смежных областях. Пример — детский хирург. Врач выполняет операции и делает это только маленьким пациентам.
T-shaped люди — «золотая середина». Это сотрудники с глубокими знаниями в одной сфере, которые развивают навыки в смежных областях.
Пример — врач УЗИ. Доктор имеет основную специальность — акушер-гинеколог или детский хирург — и владеет дополнительными навыками диагноста. Чтобы обследовать пациентов и выдавать заключения, он должен разбираться во многих областях медицины.
Однако T-shaped people не всегда являются решением для бизнеса. В некоторых сферах лучше отдавать предпочтение экспертам или нанимать универсальных сотрудников. При выборе того или иного варианта следует учитывать задачи, которые будет решать работник, и ресурсы организации, так как зарплаты специалистов с разным уровнем погружения отличаются.
Например, в компании, которая разрабатывает ПО, есть 30 сотрудников техподдержки и 3 эксперта. Первые являются универсалами, которые консультируют и переводят на узких специалистов по необходимости, вторые отвечают только за свою сферу. Зарплата сотрудников техподдержки составляет 25 000 ₽ в месяц, экспертов — 100 000 ₽.
Этой компании нет смысла нанимать T-shaped, которые будут консультировать по общим вопросам и решать технические задачи. А вот исследовательскому или научному предприятию такие специалисты оказали бы серьезную помощь.
Работники, которые обладают основной специализацией и имеют представление о смежных областях, отличаются:
глубокими знаниями в ключевой отрасли и базовыми — в родственных сферах;
умением адаптироваться и быстро овладевать новыми навыками;
способностью продуктивно общаться с коллегами из смежных сфер и понимать терминологию;
умением генерировать креативные идеи, создавать инновации, видеть больше и шире остальных.
К недостаткам таких работников можно отнести:
малую глубину знаний в смежных областях, что не позволяет решать некоторые вопросы;
необходимость в постоянном обучении, что становится причиной перегрузок и выгорания;
вероятность возникновения конфликтных ситуаций с экспертами на фоне разной глубины погружения в смежные области;
необходимость бизнесу вкладывать силы, время и средства в их развитие.
С помощью дополнительных навыков человек может обогатить основную компетенцию. Например:
IT-сфера
Должность: разработчик, который имеет навыки дизайна.
Специализация: веб-разработка со знанием языков программирования Python и JavaScript.
Дополнительные навыки: владение основами UX/UI дизайна для создания привлекательного интерфейса с учетом потребностей пользователей.
Управление проектами
Должность: менеджер с техническим бэкграундом.
Специализация: управление проектами, в том числе планирование, организация и контроль выполнения задач.
Дополнительные навыки: знание языков программирования и архитектуры системы для взаимодействия с командой разработчиков, понимание технических аспектов проекта и умение результативно решать проблемы.
Сфера дизайна
Должность: графический дизайнер, который имеет навыки анимации.
Специализация: разработка визуального оформления сайтов и маркетинговых материалов (логотипов, брошюр, баннеров).
Дополнительные навыки: создание анимации и видеографики для добавления динамики в проекты.
До начала выстраивания стратегии развития ответьте на вопрос: вы проявляете интерес сразу к нескольким сферам и обладаете поверхностными знаниями в каждой из них или у вас есть основная специализация, в которой добились успеха.
Если вы — узкий специалист, изучайте смежные направления. Широкий — выбирайте одну сферу и приступайте к ее освоению.
Для усиления навыков воспользуйтесь следующими советами:
Интересуйтесь
Руководители ценят подчиненных, которые выполняют не только свои обязанности, но и изучают весь рабочий процесс. Задавайте себе вопросы:
Почему нужно делать именно так?
Что происходит на каждом из этапов?
Какое значение моя работа имеет для проекта?
Что делают коллеги на каждом из этапов и как последние отражаются на моей задаче?
Таким образом вы изучите весь рабочий процесс, выйдете за рамки вопроса и ознакомитесь со смежными сферами, которыми занимаются коллеги.
Обменивайтесь опытом
Общайтесь с коллегами. Во время мозгового штурма по проекту или в процессе непринужденного разговора вы получите бесценные навыки и знания.
Посещайте отраслевые конференции и выставки, прослушивайте вебинары и лекции, присоединяйтесь к профессиональным сообществам. На такие мероприятия собираются специалисты со всех регионов РФ, чтобы обменяться с коллегами лучшими практиками. Впитывайте информацию и развивайте новые профессиональные навыки.
Углубляйтесь в смежные сферы
Читайте специальную литературу, смотрите видеообзоры, слушайте лекции экспертов, подписывайтесь на тематические блоги лидеров отрасли, изучайте достижения коллег по цеху. Покупайте курсы или проходите переобучение.
Так вы получите базовые знания и будете понимать коллег из новой сферы.
Помните об основной специализации
Если вы — эксперт в своей сфере или достигли серьезных результатов, не думайте, что это навсегда. Перестанете следить за инновациями и получать новые навыки по теме, ваши знания основной специализации станут поверхностными.
Срок устаревания данных во всех областях разный: одна информация теряет актуальность через пять лет, другая — через год, а третью необходимо обновлять ежемесячно.
T-shaped-people — это эксперты в одной сфере, которые имеют навыки в смежных дисциплинах. Словом, они являются универсальными членами команды.
Присутствие T-shaped улучшает коммуникацию между отделами и ускоряет решение сложных задач. Благодаря этому формируется инновационная среда, в которой сотрудники обмениваются знаниями и развивают кросс-функциональные навыки.