Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Чайка-менеджмент: что за феномен и как с ним работать

#Контроль бизнес-процессов
#Для сотрудника
#Управление персоналом
Иногда бывают такие руководители, от которых проблем больше, чем пользы. В статье расскажем про чайка-менеджмент и разберемся, как взаимодействовать с нерадивыми начальниками.

Откуда «прилетел» чайка-менеджмент

Необычный термин впервые употребили писатели Кеннет Бланшар, Патриция и Дреа Зигарми в своей англоязычной работе, которая посвящена вопросам управления. Отечественной аудитории книга известна под названием «Одноминутный Менеджер и Ситуационное Руководство. Блестящие стратегии управления». Авторы описали несколько актуальных стилей взаимодействия начальства с сотрудниками. 

Один из популярных типов руководителей назван Seagull Manager, что в переводе буквально означает «менеджер-чайка». Аналогия понятна: такой босс резко влетает в офис, суетится, что-то кричит, закидывает работников претензиями, а потом так же быстро исчезает. Подчиненным приходится лишь стряхнуть птичий помет и в недоумении продолжить трудовой процесс. Чего в итоге хотел босс — остается неясным. Разберемся, как работать с подобными крикливыми «чайками», а не страдать.

Чайка-менеджер: какой он

Пожалуй, каждый, кто хоть раз наблюдал за шумными птицами, сам с легкостью назовет особенности поведения чайка-менеджера.

Чайка-менеджмент: что за феномен

Такой начальник:

  1. Появляется только когда у команды возникает проблема. Если в рабочем процессе все идет гладко, и коллектив справляется с каждой задачей, босса словно и нет. Но стоит появиться какой-то проблеме — тут же возникает начальник и начинает активно руководить.

  2. Поверхностно разбирается в причинах. Или вообще не пытается выяснить в чем дело. Так или иначе, шумные замечания начальника-чайки по большей части бесполезные.

  3. Крайне непрофессионально ведет себя с подчиненными. Крик и замечания на повышенных тонах — обычный способ ведения разговора. Сюда же добавьте переход на личности. А еще вместо обсуждения проблем будьте готовы выслушать обвинения в том, что вы не соответствуете понятиям босса об идеальном работнике.

  4. Принимает сомнительные решения. А команда должна немедленно выполнять все предписания. Начальник-чайка поверхностно вникает в ситуацию, поэтому понять реальную причину неприятностей он не может. Но если все же указание работает, скорее всего это лишь случайное угадывание, а не качественный менеджмент.

  5. Также подобные руководители очень абстрактно ставят задачи. Что-то вроде: «Выполни все так, чтобы было нормально, и займись этим прямо сейчас!». Могут быть и конкретные команды. Но чаще всего они относятся к незначительным правкам и мало помогают решить ситуацию.

  6. Пугает работников неприятностями. Менеджер-чайка — настоящий специалист в описании мрачного будущего для непутевых, по его мнению, сотрудников. Такой начальник обязательно припомнит все предыдущие оплошности, а также быстро сообразит, как точно стоит наказать всех причастных. Кары в будущем не избежит никто. Босс-чайка всегда дает полную свободу своему гневу.

  7. Быстро уходит после нравоучений. Когда начальник убедился, что высказал все свое недовольство ситуацией, он исчезает также внезапно, как и появляется. Сотрудники остаются в недоумении один на один с проблемой, решение которой после «ценных» замечаний босса яснее не становится. А когда коллектив самостоятельно справляется с трудностями, менеджер-чайка вряд ли вспоминает о похвале.

Неудивительно, что в команде с таким руководителем чаще всего царит хаос. А еще растет атмосфера безразличия: у сотрудников совсем нет мотивации, ведь начальник-чайка не ставит перед подчиненными позитивных целей и возможностей карьерного продвижения. В подобном коллективе все рабочие процессы держатся на страхе наказания. А это совсем не тот стимул для продуктивной деятельности команды.

Как вести себя с боссом-чайкой

Не страдать, а работать: как вести себя с боссом-чайкой

«Уволиться и поискать компанию, для которой уважение к сотрудникам не пустой звук» — подумают наши читатели. Действительно, кажется, лучше решиться на такой радикальный шаг. Но бывает, что обстоятельства не позволяют прямо сейчас покинуть работу. В таком случае нужно пробовать бороться с ситуацией. Расскажем, как продолжить работать в коллективе и не страдать от чайка-менеджмента.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Попросите начальника сменить тон. Главное — не опускайтесь до хамства руководителя. Ведите себя вежливо. В противном случае вы лишь усугубите конфликт. Начать разговор можно с фразы: «Давайте вместе обсудим проблему спокойно». Или: «Мы понимаем, почему вы тревожитесь — сами не рады. Но у нас есть вариант решения. Пожалуйста, выслушайте, что мы предлагаем».

  2. Не бойтесь защищать себя. В общении на работе определите грань, нарушить которую вы не позволите даже начальнику. Например, для кого-то будут недопустимы колкости о своей внешности. И если босс-чайка перейдет эту черту, не бойтесь отвечать уверенно и спокойно. В исключительных случаях можно даже чуть повысить голос — тогда начальник четко услышит, что его поведение недопустимо. Часто твердое заявление работает эффективно. Главное в таких случаях — не поддаваться гневу. Каменное спокойствие порой действует словно ушат холодной воды: эффективно тушит пожар сильных эмоций.

  3. Переключите внимание руководителя на мелкие детали задачи. Например, можно попросить совета в каком-то незначительном деле: кому из сотрудников поручить звонок клиенту, который отменил крупный заказ, или кто должен подать заявку на ремонт сломанной техники. Когда менеджер-чайка решает мелкие вопросы, он убеждается в собственной компетентности и уходит довольным. После этого атмосфера в коллективе налаживается, и сотрудники продолжают спокойно выполнять свои задачи.

  4. Спрашивайте о нюансах поручения.Мы уже отмечали, что одна из проблем боссов-чаек — приказы без конкретики и абстрактные претензии. «Сделайте, чтоб было хорошо, а не плохо» — слышат сотрудники. Но не забывайте, что четкая постановка задачи — это обязанность начальника, а не работника. Так что вы вправе уточнять детали поручения до тех пор, пока все не поймете. Обратитесь вежливо: «Пожалуйста, объясните подробнее, что я должен сделать. Это поможет мне быстрее приступить к задаче». А еще по возможности фиксируйте все договоренности в письменном виде. Так вы обезопасите себя, если руководитель попытается обвинить вас в неправильном исполнении поручения.

  5. Относитесь ко вспышкам начальника с юмором. Конечно не стоит смеяться в лицо или зло шутить о руководителе за его спиной. Вспомните, как еще школьниками мы иногда реагировали на срывы и крики преподавателя: спокойно выслушивали и не спорили. Но после — могли и посмеяться, и передразнить поведение учителя, и быстро забыть об инциденте. Примерно такую же тактику можно взять на вооружение при взаимодействии с чайка-менеджером.

Эти советы не работают, когда поведение начальника серьезно портит атмосферу и мешает выполнять обязанности всему коллективу. В таком случае придется прибегнуть к более серьезным решениям. Например, обсудить проблему с вышестоящим руководством. Возможно такой шаг будет эффективен в борьбе с чайка-менеджментом.

А вдруг чайка-менеджер — это вы?

А вдруг чайка-менеджер — это вы

В некоторых ситуация все мы немного чайки: суетимся и шумим, когда возникает особо сложная проблема. Но главное, чтобы подобная реакция не переросла в обычную модель поведения. Давайте разберемся, как не привить себе вредную привычку и не превратиться в чайку:

  1. Разберитесь, что вызывает у вас сильную стрессовую реакцию. Обычно крик — это крайняя мера, когда человек просто не знает, как по-другому исправить ситуацию. Такое поведение является результатом стресса. Для начала попробуйте понять, из-за чего конкретно вы так сильно переживаете. Например, чаще всего руководители боятся, что окружающие сомневаются в их компетентности или скептически относятся к ним из-за сильной разницы в возрасте с большей частью коллектива. Определите, в чем ваша причина стресса и не стесняйтесь при необходимости обращаться к психологу.

  2. Возьмите паузу, как только поняли, что начали нервничать. Не переходите на повышенные тона при первой же возможности. Специалисты советуют глубоко вздохнуть, досчитать до 20-ти и только потом вступать в разговор. Если чувствуете, что это не помогает, лучше произнесите: «Нужно время, чтобы обдумать вопрос. Я вернусь через 15 минут и предложу решение». Уйдите и побудьте в одиночестве. Наедине с собой вы точно успокоитесь и с холодной головой сможете понять, как стоит выстроить общение с подчиненными.

  3. Изучите получше ваших сотрудников. Помните, что коллектив на работе — это не противники, с которыми нужно бороться каждый трудовой день. Не стоит жить по законам джунглей, где руководитель обязан подтверждать свое лидерство в непрерывных дуэлях. Но и не относитесь к подчиненным, как к бездушным персонажам компьютерной игры. Управлять ими по клику мыши — плохая стратегия. Узнайте побольше о характерах сотрудников, об их рабочих привычках, выясните в чем они особенно хороши, а в чем их навыки хромают. Вся эта информация поможет выстраивать продуктивное взаимодействие с командой, и вы будете легче находить решения бизнес-проблем.

Заключение

Чайка-менеджмент — весьма распространенное явление в отечественном бизнесе. Чтобы сохранить свои нервы, важно научится взаимодействовать с неспокойным боссом и выстраивать для себя комфортную среду. Не бойтесь отстаивать личные границы. Ни в коем случае не допускайте пренебрежительного отношения к себе. Помните, что постоянные конфликты на работе не стоят вашего терпения и здоровья. Однако практически любую проблему можно попытаться решить. Главное, чтобы каждая из сторон была готова прислушаться к мнению своего оппонента.