Частая проблема многих компаний — когда есть коллектив, но нет команды. Это напрямую влияет на динамику развития бизнеса.
Некоторые работодатели считают, что тимбилдинг — верный путь к созданию «команды мечты». В этой статье мы разберем, кому такие мероприятия действительно помогут, а для кого станут бесполезной тратой ресурсов. А также поделимся советами по организации процесса.
Тимбилдингами часто ошибочно называют корпоративы, совместные походы в бары и другой неформальный отдых с коллегами. Но в действительности все не так просто. Тимбилдинг — это многоуровневый процесс. Он включает активности определенного формата, которые направлены на объединение коллектива. В любой компании есть сотрудники, но это не значит, что они составляют единую команду. Если руководитель путает эти понятия, он рискует столкнуться со снижением темпов роста бизнеса.
Специалисты могут иметь общие цели, но при этом не зависеть друг от друга в рабочих задачах и отвечать только за свои результаты. Например, менеджеры отдела продаж. Они выполняют одну функцию — реализуют товары или услуги, но в то же время не отвечают за показатели своих коллег.
В команде же люди идут к совместной цели, общие достижения и провалы влияют на весь коллектив, а навыки сотрудников дополняют друг друга. Это позволяет выстроить стратегию, которая обеспечивает разностороннее развитие бизнеса. Тимбилдинг помогает превратить группу людей в сплоченную команду.
Тимбилдинг способствует установлению взаимопонимания между сотрудниками, поэтому он особенно важен, когда коллектив проходит этап формирования или в компании происходит реструктуризация. Совместные мероприятия также помогают повысить производительность, которая часто падает из-за недостаточной вовлеченности, отсутствия мотивации, постоянных конфликтов и напряженности в команде. Благодаря тимбилдингу можно решить нескольких важных задач:
Так, тимбилдинг может способствовать развитию компании. Однако командообразующие мероприятия эффективны не всегда. Например, это не актуально для сотрудников, которые работают с четким перечнем задач и не взаимодействуют с другими коллегами (например, курьеров). При высокой текучести кадров тратить ресурсы на тимбилдинги также нецелесообразно. Такие мероприятия эффективны там, где качество межкомандного взаимодействия напрямую влияет на коммерческие показатели бизнеса.
Формат мероприятия зависит от целей компании. Если сотрудники часто конфликтуют, акцент стоит сделать на построении дружеских отношений. Важно привлечь всех специалистов, учесть специфику деятельности организации и особенности коллектива.
Среди самых распространенных форматов тимбилдинга выделяют:
Чтобы закрепить полученные эмоции и опыт, компания может организовать подарки сотрудникам в виде брендированных аксессуаров и другого корпоративного мерча.
В последние годы также появился тренд на психологические тренинги, которые помогают специалистам развивать навыки ведения переговоров и командной коммуникации. Также набирает популярность социальный тимбилдинг — благотворительность и волонтерская деятельность.
Основной плюс тимбилдинга — его игровая форма. Она позволяет участникам проявить себя в нестандартных ситуациях, лучше узнать коллег и почувствовать свою принадлежность к команде и компании в целом.
Еще одно значительное преимущество — возможность снять психологическое напряжение и зарядиться положительными эмоциями. Кроме того, эти мероприятия развивают гибкие навыки (soft skills): коммуникацию, креативность, критическое мышление и способность находить выход из нестандартных ситуаций.
После успешного тимбилдинга участники команды начинают лучше понимать друг друга, а в теплой и дружественной атмосфере работа проходит продуктивнее. Это помогает повысить мотивацию, вовлеченность и доверие, что, в свою очередь, приводит к росту бизнеса.
Однако у тимбилдинга есть и ряд недостатков. Самый очевидный — использование ресурсов компании: денег и времени на подготовку и проведение мероприятия. Кроме того, не все сотрудники захотят потратить на тимбилдинг выходные. А если провести встречу в будни, это негативно скажется на рабочих процессах.
Также следует помнить, что тимбилдинг может спровоцировать или усугубить конфликты, которые уже существуют в коллективе. Но это скорее исключение, чем правило: хорошо организованное мероприятие наоборот помогает ослабить или полностью решить все внутренние разногласия.
Существует множество форматов и идей для проведения мероприятия, их выбор зависит от целей и финансовых возможностей компании. Приведем несколько популярных вариантов.
В последние годы также набирают популярность онлайн-тимбилдинги, в том числе в виде игры-разогрева перед основной встречей. Сотрудники угадывают дресс-код и место проведения мероприятия, что помогает им настроиться на нужную волну.
Еще один формат — антистресс-марафоны, которые компании разрабатывают вместе с психологами. Это эффективный способ снять напряжение и проработать проблемы в коллективе.
Тимбилдинг возможен и при небольшом бюджете, с использованием онлайн-квизов, квестов и игр с заданиями, книжных и киноклубов. Однако очные мероприятия эффективнее, так как живое общение играет важную роль в командообразовании. Но помните, что даже самые инновационные механики должны быть направлены на достижение целей организации.
Цель тимбилдинга — сформировать сильную команду, в которой каждый понимает общие цели, дополняет коллег, свободно выражает идеи и эффективно сотрудничает.
Для получения максимального эффекта от мероприятий необходимо проводить их регулярно, особенно в компаниях, где работа основана на взаимодействии различных отделов. Выбирайте форматы, которые соответствуют целям бизнеса, и чередуйте их.
Не стоит организовывать тимбилдинг ради галочки. Такие мероприятия могут быть нужны не всем — например, компаниям, сотрудники которых выполняют индивидуальные задачи и не взаимодействуют с коллегами. Собирайте обратную связь и отслеживайте, как полученные навыки функционируют в рабочем процессе.