Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот

Прослушка на работе: законно ли это

#Контроль бизнес-процессов
#Информационная безопасность
Сначала поясним, что именно персонал считает «прослушкой». Сюда входит не только такая классика, как микрофоны для записи звука, но и контроль телефонных переговоров, а также камеры видеонаблюдения.

Все это, без сомнения, обоснованная мера контроля персонала. Однако сегодня встречается немало исков от недовольных работников, уверенных, что таким образом работодатель ущемляет их права. В этой статье мы разберемся в вопросах законности «прослушки», а также расскажем обо всех нюансах использования подобных мер в офисе.

zakonnost_proslushki_v_ofise

Законно ли в России вести видеонаблюдение за сотрудниками

Да, это законно, однако работодатель должен соблюдать ряд правил.

Первое — нужны действительно «веские причины». Под это определение подходит, например, охрана любых материальных ценностей. 

Второе, о чем вам следует знать: вторжение в частную жизнь подчиненных считается нарушением закона. Вот и соответствующая цитата из Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (часть 1, статья 23 УК РФ). Поэтому ставить микрофоны и камеры видеонаблюдения, например, в туалетах не только противоречит этическим нормам, это еще и незаконно.

Чтобы установка видеонаблюдения в офисе принесла пользу, а не головную боль и судебные тяжбы, руководитель должен защитить себя на законодательном уровне. 

Для этого расскажите сотрудникам о «наблюдении» и зафиксируйте предупреждение письменно в рамках трудового договора или в отдельном документе. После этого попросите сотрудников подтвердить свое согласие с помощью их подписи.

Кстати, если у вас в офисе часто бывают клиенты, их тоже нужно предупреждать о наличии камер.

Также рекомендуем вам ознакомиться с нормативными документами условий труда сотрудников.

polozhenie_o_videonabljudenii_v_ofise

Что запрещено делать при видеонаблюдении

Существуют и определенные запреты, например:

  • Нельзя следить за сотрудниками без их согласия.
  • Запрещено вести съемку для личных целей.
  • Нельзя распространять видео без согласия работника.

Все это расценивается как вторжение в частную жизнь.

Запись звука в офисе

Видеокамеры фиксируют не только картинку, но и звук. Такие записи нередко играют решающую роль при возникновении конфликтов и спорных ситуаций. Что дословно сказал сотрудник? А что на это ответил клиент? В IP-камерах используются специальные микрофоны, способные писать звук на расстоянии. Конечно, сотрудникам может показаться, что это грубое вторжение в их частную жизнь, но у служб безопасности совершенно противоположное мнение. К тому же руководство вряд ли 24/7 прослушивает все разговоры. До этого доходит только при расследовании инцидентов, которые представляют опасность для компании. Просто так никто эти заниматься не будет.

Аудиозаписи не только позволяют руководству знать, что говорят о нем рядовые сотрудники, но и помогают предотвратить, например, сталкинг в коллективе. Кроме того, этот способ контроля стимулирует сотрудника особенно тщательно подбирать слова, быть вежливым с коллегами и клиентами.

Законно ли в России вести запись звука в офисе

Да, это тоже (как и видеонаблюдение) вписывается в рамки закона. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки и телефонных переговоров. Однако, рабочее место, как и рабочий телефон сотрудника, находятся под охраной службы безопасности работодателя. Это дает работодателю праву записывать разговоры на рабочем месте. Здесь действуют те же правила, что и в отношении видео:

  • Заранее предупредите персонал, что вы будете записывать все разговоры. Некоторые считают, что для этого достаточно таблички «Ведется аудиозапись». Однако это не так. Вам также нужна подпись сотрудников, как залог их согласия.
  • Запись звука в офисе должна быть прописана в трудовом договоре и закреплена локальными нормативными актами.
  • Распространять личную информацию о сотруднике, полученную во время записи звука в офисе, противозаконно и грозит административным или уголовным наказанием.

Зачем компании устанавливают видеонаблюдение в офисе

Основная цель использования «прослушки» — это безопасность персонала, материальных ценностей, обеспечение пожарной и санитарной безопасности. В случае форс-мажоров, даже самый ярый противник установки камер слежения в офисе с радостью посмотрит записи, а также будет рад предоставить их в качестве доказательства преступления в суде.

Еще один повод установить камеры в офисе — разрешение конфликтных ситуаций. Например, если в отделе возник спор между сотрудниками, высшему руководству будет проще решить его, обратившись к видеозаписям. Камеры помогут не только узнать о мотивах и позиции каждого участника спора или ссоры, но и покажут много интересного (возможно, о себе в том числе).

videonabljudenie_kak_sposob_reshenija_konfliktov

Как устроено видеонаблюдение в офисах

Как правило, компании, предоставляющие услуги установки камер видеонаблюдения, работают по одной и той же схеме:

  • Выезд специалиста. В офис компании приезжает специалист, он задает вопросы, изучает коммуникации и проектирование здания.
  • Составление сметы. После этого специалист подбирает подходящие оборудование, определенные виды камер, другую аппаратуру. В итоге вы получаете конкретные рекомендации и смету.
  • Монтажные работы. Монтаж камер и прокладывание кабельной сети тоже осуществляет компания, в которую вы обратились.
  • Настройка. После того как камеры установлены, специалисты их настраивают.
  • Обучение. Теперь настало время инструктажа персонала правильной эксплуатации оборудования, за это тоже отвечают сотрудники компании, предоставившей вам услугу.

Где не стоит устанавливать камеры:

  • комнаты отдыха;
  • курилка;
  • кухня, столовая;
  • туалет.

Установка камер в первых трех случаях не будет способствовать расслабленной атмосфере и может демотивировать коллектив. В последнем случае установка и вовсе запрещена. Излишнее любопытство может повлечь уголовную ответственность.

Также подумайте о том, стоит ли устанавливать камеры в переговорных комнатах. Да, вы всегда будете в курсе содержания разговоров с клиентами, но получатся ли эти разговоры откровенными?

Какие виды камер используют для наблюдения в офисах

Камеры видеонаблюдения бывают открытые и скрытые. Что выбрать? С одной стороны, предупредить персонал о факте наличия камер нужно обязательно. С другой – представьте, что весь день прямо на вас смотрит глазок камеры. Каждый шаг записывается. Вечная работа «под колпаком» – перспектива так себе. Это может вызвать негативную реакцию со стороны сотрудников.

Самый популярные модели на рынке видеокамер — купольные. Их существует огромное количество, с разными видами корпуса и т.д. Вы без труда подберете подходящую. Купольные камеры бывают как стационарными, так и поворотными. В обычной рабочей обстановке такая камера практически незаметна, только если приглядываться.

По техническим характеристикам устройства бывают аналоговые и IP. Ниже представлена сравнительная таблица:

Характеристики IP-камеры Аналоговые камеры
Качество Видео в записи соответствует цифровому изображению камеры. Качество видео не теряется при передаче или хранении. Детализация намного выше, чем у аналоговых камер. Качество картинки на видео в записи часто хуже, чем качество изображения камеры.
Настройка При установке IP-камер нужно уделить особое внимание правильному монтажу. Если это условие выполнено, то камеры готовы к работе, никакие дополнительные манипуляции не требуются. После установки аналоговых камер нередко на изображении появляются помехи, нужно настраивать камеры, чтобы добиться лучшей картинки.
Удаленный доступ Возможно управлять системой видеонаблюдения удаленно, из любой точки мира, при помощи стандартного веб-браузера. Удаленное управление и просмотр видео, фотографий очень ограничены.
Работа с видео Есть возможность записи одновременно на несколько жестких дисков на случай, если с одним что-нибудь произойдет). Для записи подойдут устройства разных производителей. Невозможно записать одно и то же видео на 2 жестких диска. Модернизировать оборудование сложно, для этого необходимо покупать все устройства у одного и того же поставщика.
Расширение видеонаблюдения Подключить несколько новых IP-камер к уже имеющимся не составит и труда. Для этого достаточно просто подключить их к локальной сети. Для каждой новой камеры требуется подключить дополнительный кабель.
Удаленные камеры Если у вашей компании открылся новый небольшой филиал, вы без проблем сможете установить туда камеру и подключить к основной сети (в любой точке мира). Установить камеру на расстоянии больше, чем 1 километр очень затруднительно, даже если вам это удалось, качество изображения будет весьма посредственным.
Стоимость IP-камеры стоят дороже, чем аналоговые, но установка и обслуживание точно обойдется дешевле. Аналоговые камеры стоят дешевле, и это чуть ли не единственное преимущество перед IP-камерами. Однако и здесь есть нюанс: монтаж такой системы предполагает использования дорогого коаксиального кабеля, что существенно увеличивает затраты.

В рейтинг лучших камер видеонаблюдения последних лет вошли следующие модели:

  • Лучшие IP-камеры видеонаблюдения: Dahua SD29204T-GH, HiWatch DS-I114, EZVIZ Mini Pano
  • Лучшие цифровые камеры видеонаблюдения для улицы: Hikvision DS-2CD2055FWD-I, HikVision DS-2CD2532F-IS, Dahua SD22204T-GN.
  • Лучшие аналоговые камеры для систем видеонаблюдения: RVi-HDC421 (2.7-12), HiWatch DS-T101.
uvedomlenie_sotrudnikov_o_videonabljudenii_obrazec

Когда использовать видеонаблюдение бесполезно

Видеонаблюдение — один из самых эффективных способов контроля персонала, но у него есть и свои недостатки. Например, ничего не мешает сотруднику отвернуть монитор от камеры на несколько часов и спокойно заниматься своими делами за ПК. Некоторые из этих дел относительно безвредны, например, онлайн-игры или соцсети, но что если прямо сейчас сотрудник не листает ленту VK, а сливает базу конкурентам прямо с рабочего ПК? Таким образом, видеонаблюдение не всегда эффективно, горазда лучше для контроля и мониторинга работы подходят специализированные программы.

Альтернативные способы контроля сотрудников

  • Система контроля и управления доступом (СКУД) — простыми словами, это комплекс оборудования, которое регистрирует и ограничивает вход и выход людей на определенный объект. Но, как вы понимаете то, что сотрудник пришел на работу еще не значит, что он тут же начала работать. Следовательно, наличия только СКУД для контроля недостаточно.
  • DLP-системы — ПО для защиты конфиденциальных данных. DLP предотвращает утечки данных с рабочих ПК, блокирует спам и копирование данных на флешку, контролирует трафик. Однако и такое ПО не отменяет использование видеонаблюдения.
  • Системы учета рабочего времени — ПО для контроля действий персонала за ПК. Объясним на примере нашего сервиса ИНСАЙДЕР. В список возможностей программы входит: анализ эффективности, онлайн-мониторинг ПК, клавиатурный шпион, снимки экранов, учет рабочего времени, анализ использования программ и сайтов. При этом руководитель сам выбирает, кому установить ИНСАЙДЕР на ПК, стоит ли использовать его для контроля каждого сотрудника или ограничиться отдельными лицами, которые вызывают больше всего вопросов. При этом получать статистику и отчеты по сотрудникам можно, даже находясь за пределами офиса, программа довольно мощная и гибкая, а в комплексе с грамотной системой мотивации и планированием она способна творить настоящие чудеса.

Резюме

Установка видеокамер и микрофонов в офисе не противоречит нормам законодательства. Однако такой вид контроля требует письменного согласия со стороны сотрудников, кроме того, лучше использовать его в тандеме с другими системами контроля для большей эффективности. Например, соединив видеонаблюдение и ИНСАЙДЕР, вы получите мощную комбинацию для мониторинга работы подчиненных и борьбы с их недобросовестными действиями. Главное, не переусердствовать и не превратить контроль в слежку ради слежки, поскольку это грозит кадровой текучкой.

Получите демодоступ