Заранее продумайте все моменты — свой образ, расписание движения общественного транспорта, вероятность попасть в пробку. Если офис находится недалеко и вы пойдете пешком, изучите маршрут и рассчитайте время на дорогу.
Выходите из дома заранее, чтобы появиться на работе за 10–15 минут до начала трудового дня. Если пришли намного раньше, прогуляйтесь — изучите окрестности, приведите в порядок мысли или просто пройдитесь.
Узнайте заранее правила компании относительно внешнего вида сотрудников. В некоторых организациях не разрешается приходить в джинсах и шортах на работу или, наоборот — приветствуется свободный стиль. Если не задали вопрос о дресс–коде рекрутеру и своему будущему начальнику на собеседовании, вспомните, как они были одеты, и подберите похожий наряд.
В крайнем случае присмотритесь к стилю кэжуал — вы будете уместно выглядеть рядом с коллегами как в рваных джинсах и худи, так и в деловых костюмах.
Не стоит молча появляться на рабочем месте, лучше сообщите о своем приходе. Сначала спокойно поздоровайтесь с офис-менеджером, а затем — с коллегами. При сильном волнении будет достаточно кивка присутствующим — вы еще успеете познакомиться ближе.
Узнайте, как в коллективе обращаются друг к другу. Если на «ты», при следующем появлении смело говорите «привет», на «вы» — «здравствуйте» или «доброе утро». Чтобы избежать лишних расспросов, представьтесь сотрудникам, которых видите в первый раз.
Подберите слова заранее. Представление должно быть кратким: назовите свое имя, обязанности в компании и вопросы, по которым к вам можно обращаться.
Корректно расскажите о прошлой работе и причинах ухода. Не ругайте прежнее руководство и сослуживцев, чтобы новые коллеги не думали о том, что могут оказаться на их же месте.
Такая маленькая экскурсия позволит вам понять, что и где располагается в новом для вас помещении. Нужно запомнить, как найти свое рабочее место, туалет и кухню, комнату отдыха и кабинет руководителя.
Не менее важно также уточнить и определенные бытовые моменты. Например, какими тарелками можно пользоваться, разрешается ли пить чай и кофе прямо на рабочем месте, нужно ли мыть грязные кружки сразу же под краном или ставить в посудомойку.
В первое время бывает сложно удержать в памяти большой объем новой информации. Если вдруг вы забыли, как зовут того или иного специалиста, извинитесь и уточните, как к нему можно обращаться. Если запомнили коллегу, обращайтесь по имени.
Также учитывайте тот факт, что не каждый сразу запомнит ваше имя. Еще раз представьтесь коллегам, которые забыли, как вас зовут. С новичками в коллективе такие ситуации случаются часто, относитесь к этому с юмором.
В самом начале вам придется задавать вопросы по распорядку трудового дня и по взаимоотношениям в коллективе, чтобы избежать ошибок и неловких ситуаций.
Например, можно уточнить, куда все ходят обедать и делают ли это вместе. Присоединитесь к компании для установления дружеских взаимоотношений.
Слушайте разъяснения коллег относительно рабочих задач. Если что-то непонятно, уточняйте. Но если вам будут часто повторять одно и то же, создадите репутацию невнимательного сотрудника.
Если члены команды встречаются вне офиса, присоединяйтесь к их досугу. В неформальной обстановке зачастую обсуждаются темы, которые не касаются работы: спорт, здоровый образ жизни, воспитание детей, новые гаджеты, фильмы и сериалы, музыка, домашние животные, хобби и многие другие.
Иногда дружеские связи начинаются с бесед о любимых собаках или с обмена впечатлениями о недавнем мероприятии.
Иногда наблюдать за атмосферой в новой команде даже полезнее, чем спрашивать. Так вы определите формального и неформального лидеров, увидите, к кому можно подойти со сложными вопросами по работе, а с кем — просто поболтать. Благодаря наблюдениям вы выстроите искренние и комфортные отношения с коллегами.
Предлагайте помощь тем, кто в ней нуждается. Давайте советы, если они уместны в той или иной ситуации. Однако случается, что коллеги отказываются от помощи. Не нужно настаивать — в коллективе вас пока мало знают. Будете уважать границы личного пространства других, завяжете с коллегами приятные отношения.
В первый же день приступайте к выполнению своих должностных обязанностей. Сначала вам нужно будет адаптироваться в коллективе, ознакомиться с правилами и нормативами, составить планы. Разбирайтесь с этими вопросами и сразу приступайте к основным задачам.
Если на прошлом рабочем месте процесс вхождения в коллектив был другой, не критикуйте новые правила. Корректировать внутренний распорядок компании можно будет после того, как освоитесь.
Не представляйтесь супергероем или самым общительным в мире собеседником, если вы не такой. Проявляйте искренний интерес к работе и коллегам. Не бойтесь ошибиться. Помните, что и начальник, и все члены команды когда-то были на вашем месте. Скорее всего, они поймут вас. Если будет сложно, найдите коллегу, который сможет помочь.
Первый трудовой день — самый важный и сложный. Нужно настроиться на то, что новая работа — следующий жизненный этап. И только от вас зависит, как он будет проходить.