Кадровая безопасность ー это комплекс мер, направленных на сохранение ключевых сотрудников, создание условий для их эффективной работы, защиту коммерческой тайны, предотвращение экономических правонарушений.
Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности. Внутренние угрозы — это действия персонала, приносящие организации ущерб.
К внутренним угрозам относится:
Внешние угрозы — это процессы, причиняющие ущерб, но не подчиненные воле персонала:
Определение угроз – это уже половина успеха. Только в этом случае можно разработать грамотную стратегию для их ликвидации. Для этого на регулярной основе вводятся различные проверки.
Вопросами дисциплины должны заниматься отдел кадров и служба безопасности.
Согласно статистике, в Японии, США, Франции, Англии компании тратят на обеспечение безопасности 15-20 % прибыли.
В России создание и работу СБ регулирует Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1. В документе есть информация о новой для страны услуге: негосударственное обеспечение безопасности организаций и фирм. На территории Российской Федерации существует около 5000 частных охранных предприятий. Работают также государственные и банковские службы безопасности, крупные коммерческие структуры часто имеют собственные охранные управления. Действующие законы разрешают каждой организации разрабатывать свою концепцию безопасности и создавать соответствующее подразделение.
Служба безопасности предприятия ー это самостоятельная структурная единица, которая подчиняется напрямую руководителю. Состав подразделений и штат сотрудников определяются в зависимости от бюджета компании, наличия коммерческой тайны и ряда других факторов. Для полноценной работы СБ важны технические средства обеспечения безопасности, которых существует большое количество. Важно помнить, что злоумышленники и конкуренты также используют современные компьютерные достижения в своей деятельности. Система безопасности не приносит в компанию деньги, она способствует их сохранению. По этой причине невозможно точно оценить ее рентабельность.
Грамотный подбор персонала ー самая важная составляющая обеспечения безопасности. При найме работников необходимо учитывать ряд аспектов:
Последний фактор часто недооценивается, а ведь даже один человек с негативными жизненными установками способен ухудшить исполнительскую дисциплину и атмосферу в коллективе.
Существует несколько методов для решения вопросов безопасности при найме персонала. Отдел кадров проверяет сведения, предоставленные кандидатом: обращается к людям, которые его знают, на прежнее место работы. Хорошо, когда менеджер по персоналу обладает навыками психолога: проницательностью и пониманием людей. Эти способности помогают распознавать тех кандидатов, с которыми в будущем могут возникнуть трудности. Такие сотрудники способны создать проблемы в экономической или информационной областях, нарушить морально-психологический климат. В результате хорошие работники будут вынуждены уйти.
Кадровая служба должна внимательно изучить документы кандидата. Иногда выявляются несоответствия между тем, что человек рассказывает, и тем, что там написано. Должны насторожить исправления, неаккуратные записи, испачканный внешний вид документов.
Служба безопасности проверяет кандидата параллельно с отделом кадров.
Здесь важны сведения об отсутствии судимостей, связей с криминальным миром. Запрашивается информация с предыдущего места работы о том, нет ли вопросов к порядочности и надежности человека. Если сотрудник будет пользоваться автомобилем организации, необходимо выяснить, попадал ли он в ДТП. Иногда человека просят принести справку из милиции об отсутствии проблем с законом.
Во время испытательного срока служба безопасности может поговорить с сотрудником о правилах общения с правоохранителями, проверить знание законов РФ, объяснить действующие в организации правила.
Этичны такие методы или нет? Сложно дать точный ответ. Они эффективно защищают организацию от причинения ущерба. В регламенте компании должно быть указано, что такие способы могут применяться. Также необходимо документировать проведение проверок.
Сохранение информационной безопасности ー еще одна важная функция СБ. Комплексный подход к проблеме позволяет обеспечить необходимый уровень защиты данных как в государственных, так и в частных компаниях.
Частой причиной утечки сведений являются сбои информационных систем. Происходит это из-за ошибок администраторов и пользователей при вводе и обработке данных. По этой причине организации ежегодно терпят большие убытки. Еще одна проблема ー хищение документов и распространение персоналом содержащихся там сведений. Не стоит забывать о стихийных бедствиях, пожарах, сбоях подачи электроэнергии, авариях отопительных систем. Актуальна угроза утечки информации через интернет. В компании «Боинг» объявили о краже компьютера с личной информацией 160 000 действующих и бывших сотрудников. Сведения включали имена, номера социального страхования, а также даты рождения и банковские данные. Компания оплачивает специальные программы предотвращения мошенничества, в которые были занесены пострадавшие сотрудники.
Если организация располагает сведениями о фактах разглашения сотрудником коммерческой тайны, то она может применить дисциплинарное взыскание и потребовать возмещение убытков.
Совместная работа СБ и отдела кадров ー то, на чем строится эффективная и безопасная деятельности каждого сотрудника и компании в целом. Одна из основных задач СБ и кадровой службы ー защита организации от внутренних и внешних угроз.