Получить демо-доступ
Отправим вам в SMS код для входа
<
Получить демо-доступ

Управление персоналом: что такое, методы и формы

#Управление персоналом
Развитие компании во многом зависит от основных методов управления персоналом. Необходимо грамотно использовать человеческие ресурсы, иначе даже эффективная бизнес-система не позволит добиться желаемых результатов.
Термин «методы управления» включает параметры, от которых зависит продуктивность персонала: систему грейдирования и мотивации, создание модели компетенций, выбор схемы оплаты труда и т.д. Также руководству нужно учитывать стратегические цели компании, культурный код и другие факторы, чтобы выбрать общую систему управления.

Что такое управление персоналом

Управление персоналом – это профессиональная деятельность, направленная на максимально эффективную деятельность сотрудников в компании. 

Организационные формы методов управления

Существует два вида методов управления — прямые и косвенные.

При применении прямых методов руководитель воздействует на конкретного работника, например, с помощью личного распоряжения. Косвенное управление представляет собой создание стимулирующей среды. В таком случае руководитель с помощью личного примера показывает сотрудникам, как выполнять задачи. Косвенные методы относятся к области психологии.

На практике компании сочетают прямые методы управления с косвенными, что позволяет достигать максимальных результатов.

На каких критериях основана классификация методов управления:

  1. Масштабы применения. Общие методы относятся к деятельности компании в целом, частные — к отдельным составляющим.
  2. Сферы применения. Это методы, которые применяются на федеральном уровне, в сфере продаж, образования, производства и т.д.
  3. Этапы развития компании. Это способы, с помощью которых можно вывести бизнес из кризиса, стабилизировать положение фирмы и стимулировать ее развитие.
  4. Степень опосредованности. По этому признаку методы делятся на прямые и косвенные.
  5. Уровень обобщения знаний в области менеджмента. Это теоретические и практические методы.
  6. Управленческие функции. Такой критерий объединяет прогнозирование, планирование, системы мотивации, контроль персонала, организацию деятельности.
  7. Объекты управления и производственные задачи. Это методы антикризисного, финансового и коммуникационного менеджмента, способы взаимодействия с сотрудниками и т.д.

Традиционные методы управления

Административные методы

Они характерны для государственной системы управления персоналом и организаций, которые тесно связаны с госзаказами. Такие способы подходят и для частных компаний.

Особенности административных методов:

  1. Формализованные обязанности. Для должностных инструкций характерна максимальная детализация — руководители пошагово прописывают действия подчиненных с учетом государственных стандартов. Для любой ситуации предназначена инструкция, которой необходимо четко следовать.
  2. Стандартизированный документооборот. Для оперативного руководства используются распорядительные методы, к ним относятся приказы и распоряжения, которые содержат информацию для сотрудников. Есть система доведения до сотрудников информации, прописанный стандарт документооборота.
  3. Дисциплина и чувство долга как основа мотивации. За нарушение инструкций персонал несет дисциплинарную ответственность в виде выговоров, штрафов и пр.

В основе такого стиля руководства лежит теория X и Y. Ее автор — Дуглас Макгрегор. Согласно теории, руководитель изначально считает, что персонал нужно постоянно контролировать, поскольку сотрудники ленивы и поэтому стараются прилагать как можно меньше усилий.

len-sotrudnika-na-rabote

Преимущества методики:

  1. Возможность точно определить, кто именно из сотрудников несет ответственность за допущенную ошибку.
  2. Эффективность применения в компаниях, где от работников не требуется творческий подход.
  3. Возможность принимать сложные решения, если это четко прописано в инструкции.
  4. Отсутствие необходимости доносить до персонала стратегию развития предприятия и мотивировать работников психологическими способами.

Недостаток административных методов заключается в том, что такой подход — сам по себе является препятствием для решения творческих задач. Авторитарные руководители рискуют столкнуться с высокой текучестью кадров, поскольку моральный дух сотрудников снижается из-за постоянного давления.

Реализация административных методов зависит от руководства и устава, который действует в коллективе. Для компаний с таким способом управления подходит программа для ПК ИНСАЙДЕР. Она позволяет:

  1. Вести учет рабочего времени. Таким образом руководство может контролировать персонал и фиксировать, сколько времени сотрудники тратят на выполнение задач.
  2. Анализировать продуктивность работников. На основе анализа сайтов и приложений, которые используют сотрудники, можно определять, насколько эффективно персонал расходует время.
  3. Мониторить ПК сотрудников в онлайн-режиме. Такая функция позволяет узнавать, чем работники занимаются за компьютерами, и контролировать распределение нагрузки.

Экономические методы

В компаниях с экономическими методами управления мотивация основана на материальном стимулировании сотрудников. Финансовая система устроена так, чтобы работники понимали, как их доход зависит от их активности. Какие способы материального стимулирования существуют:

  1. Заработная плата. Если сотрудники знают, что доход можно увеличить, то они предпринимают шаги к повышению зарплаты. Также мотивацией могут быть стабильные фиксированные выплаты. Если сотрудники 2 раза в месяц получают определенную сумму, то они привыкают работать в четком режиме.
  2. Стимулирующие выплаты, которые позволяют увеличивать доходы работников при определенных действиях или ситуациях. Например, такое управление характерно для вредных производств и других видов деятельности с финансовой поддержкой персонала на законодательном уровне.
  3. Материальная помощь. Такой экономически-психологический метод позволяет поддерживать работников в сложных ситуациях.
  4. Льготы и привилегии в виде компенсации мобильной связи, ДМС, оплаты спортзала и т.д.

Распространенный в продажах и маркетинге экономический метод — процент от прибыли, который получают сотрудники.

procent-ot-pribili-dlya-rabotnika

Передача акций и другие способы участия работника в прибыли компании — реализация экономического метода на высшем уровне.

Социально-психологические методы

Применение таких методов заключается в использовании достижений социологии и психологии. Это помогает создавать для персонала комфортную среду, а также повышать продуктивность работников и их лояльность к компании.

Способы реализации:

  1. Подбор сотрудников, при котором учитываются их психологические характеристики, с целью сформировать коллектив со здоровой конкуренцией. Задача HR-специалистов — принимать во внимание то, как разные соискатели относятся к работе. Также важно учитывать психологический тип сотрудников и определять, кем они являются — интровертами или экстравертами.
  2. Формирование положительного имиджа руководства. Сотрудников часто мотивирует личный пример руководителя, чья задача — создать атмосферу, в которой персонал работает без давления и негативных стимулов. При появлении проблем работники должны получать помощь, а не штрафы.
  3. Лояльность к компании. Руководство доносит до сотрудников свое видение того, как должен развиваться бизнес. При подборе персонала компания учитывает, как соискатели относятся к ее миссии.
  4. Участие работников в управлении организацией. Формы участия отличаются в зависимости от бизнеса. Например, в небольших компаниях сотрудники могут принимать незначительные управленческие решения или выражать мнение с помощью голосования.
  5. Корпоративные мероприятия. Создавать здоровый коллектив помогает забота о персонале — проведение тренингов, мотивация к продуктивным коммуникациям.
  6. Внимательное отношение к потребностям работников, при котором руководитель отслеживает настроения в коллективе. Например, такой метод применяют IT-компании, где соблюдается принцип SCRAM. Тимлид во время ежедневных летучек собирает обратную связь от сотрудников, чтобы знать, какие факторы мешают им достигать целей.
  7. Принцип «кнута и пряника». Если для административных методов характерны только негативные стимулы, то в организациях, где учитываются социально-психологические факторы, санкции сочетаются с поощрениями. Их форма зависит от особенностей бизнеса и коллектива. Если в консервативной организации фотография на доске почета повышает авторитет сотрудника, то в современной компании такой знак отличия будет воспринят скорее негативно.

Ардальон Кибанов, автор книги «Управление персоналом организации», советует сочетать несколько способов. Например, там, где сотрудники получают невысокую зарплату, можно использовать административные и психологические методы. Для частных компаний больше подходит материальное стимулирование. Однако и в этом случае следует поддерживать мотивацию с помощью социально-психологических методов.

podderzhka-ot-rukovodytelya

Практические методы мотивации

Руководители часто сталкиваются с необходимостью создать систему справедливой оценки сотрудников разного уровня. Для этого можно применить грейдирование. Сегодня HR-специалисты активно применяют метод Hay.

Метод получил название в честь его создателя — Эдварда Хея, владельца Hay Group. При его применении оценка каждой должности зависит от знаний и навыков сотрудника, его полномочий, наличия подчиненных и результата.

Можно составить таблицу с десятибалльной шкалой оценивания каждой должности по следующим параметрам:

  • управленческим функциям;
  • ответственности за выполнение задач;
  • самостоятельности работы;
  • уровню опыта в сфере и компании;
  • компетенциям и квалификации;
  • сложности задач;
  • зависимости результата от возможных ошибок.

Оптимальный вариант — общая таблица с рейтингом важности работников или распределением сотрудников по категориям «руководитель» и «исполнитель». На ее основе можно составить грейдирование по материальному вознаграждению.

Такой метод позволяет определить, заслуживает ли сотрудник повышения. Хей считал, что изменения заметны, если разница между обязанностями в прошлом и настоящем превышает 15%. Можно посчитать, насколько поменяется важность работы сотрудника при повышении на 1-2 строчки из рейтинга грейдов, и определить, справится ли он с новой должностью.

Например, сумма всех параметров у менеджера по продажам составляет 30 баллов. Гипотетически его можно повысить сразу на 2 уровня и сделать руководителем отдела. Ответственность старшего менеджера составляет 35 баллов. Это почти 15% разницы. Ответственность руководителя достигает 46 баллов, следовательно, разница приближается к 50%. На практике обычному менеджеру будет сложно справиться с руководящей должностью.

Конечно, это упрощенное объяснение метода, и для полноценного его использования нужно использовать специальные подстановочные таблицы. Оптимальный вариант — изучить Mercer, Watson Wyatt и другие способы грейдирования, а уже после этого выбрать наиболее подходящий под вашу сферу и тип бизнеса.

Дополнительные меры для создания системы управления

Эффективно управлять персоналом позволяет комплексный подход. Что нужно сделать руководителю:

  • изучить HR-стратегию компании;
  • провести аудит и аналитику бизнес-процессов;
  • создать модели компетенций;
  • разработать систему найма и адаптации персонала;
  • создать и внедрить профессиональные стандарты;
  • разработать методы оценки сотрудников;
  • продумать материальную и нематериальную мотивацию;
  • разработать систему KPI.

Взаимосвязь методов управления персоналом

Лучший менеджмент основывается на совокупном использовании всех трех методов управления: административного, экономического и социально-психологического. Все методы тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Только такой подход окажет долгосрочный положительный эффект в виде роста прибыли и развития бизнеса.

Получите демодоступ

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получите скидку 10%