Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот

Синдром самозванца: как помочь сотрудникам почувствовать свою ценность

#Для сотрудника
#Управление персоналом

Синдром самозванца — это когнитивная установка, при которой человек сомневается в своих способностях, достижениях и ценности. В таком состоянии люди считают, что они недостаточно хороши, не заслуживают того, что имеют, их успех случаен и окружающие их скоро «разоблачат».

Этот феномен особенно широко распространен в профессиональной среде. Подверженные ему работники боятся, что коллеги обвинят их в «обмане» и скажут, что человек незаслуженно занимает чужое место в коллективе. Результаты исследований показывают, что более 70% специалистов хотя бы однажды в своей карьере сталкивались с синдромом самозванца. Поэтому задача руководителя или HR-менеджера — помочь персоналу преодолеть внутренние барьеры.

В этой статье мы разберем феномен синдрома самозванца и расскажем о способах борьбы с ним в рабочем коллективе.

Что такое синдром самозванца

Термин впервые прозвучал в 1978 году в статье американских психологов Сюзанны Аймс и Паулины Клэнс «Феномен самозванца среди успешных женщин: динамика и терапевтическое вмешательство». В своем исследовании они обнаружили, что это явление присуще многим ярким, талантливым и успешным людям, которые по какой-то причине отказываются принять свой успех.

Парадоксально, но ориентированная на индивидуализм и повышение самооценки американская культура также провоцирует и неуверенность в себе. Западная модель общества нередко сочетает в себе амбициозность с одной стороны и перфекционизм с неуверенностью в своих силах — с другой. Этой ментальной особенности противостоит традиционное христианское воспитание большинства американцев, которое главной ценностью личности называет скромность и добродетель.

Что такое синдром самозванца

Однако с такими особенностями сталкивается не только западное общество — постсоветский менталитет несет то же стремление к достижениям и материальному успеху. Исследование Международного журнала поведенческих наук показывает, что не менее 70% сотрудников сталкивались с признаками синдрома самозванца хотя бы один раз.

В своей статье Аймс и Клэнс допустили, что этому явлению в большей степени подвержены женщины, которые добились успеха в профессиональной среде. Однако дальнейшее изучение вопроса выявило, что мужчины страдают от синдрома самозванца не реже. 

По разным оценкам, его испытывают до 85% трудящихся, причем значительную долю среди них составляют руководители, в том числе высшего звена.

Синдром самозванца опасен тем, что неуверенный в своих силах сотрудник теряет мотивацию к профессиональному развитию. А это, в свою очередь, сказывается на его личной эффективности и показателях успеха всей компании. Поэтому важная задача работодателя — помочь специалисту преодолеть ограничивающие убеждения и научиться оценивать свои способности объективно.

Как преодолеть синдром самозванца: 5 способов

Возьмите ответственность за подчиненных

Открытость к решению сложных вопросов и взятие на себя ответственности за промахи — ключ к здоровым рабочим отношениям. Если руководитель не замалчивает проблемы и готов отвечать за свои решения, он показывает пример всей команде и помогает сформировать атмосферу доверия в коллективе.

Пусть сотрудники видят, что вы тоже человек, который может ошибаться и не быть уверенным в каждом шаге. Так они не будут бояться проявлять инициативу, а при возникновении сомнений в собственной ценности лишний раз убедятся, что их руководитель — живой человек, который сможет их понять.

Создайте атмосферу открытости

Многие идеи никогда не реализовываются из страха осуждения — талантливый сотрудник может не проявлять инициативу, если не чувствует поддержки коллектива. Задача руководителя — создать безопасную среду, в которой работники захотят быть проактивными. Внимательно выслушивайте все идеи и предложения, давайте сотрудникам понять, что они — часть команды и их вклад ценен. Открытая среда — один из ключевых элементов корпоративной культуры компании, который помогает бизнесу двигаться вперед и создавать инновационные решения.

Предоставьте возможность профессионального роста

Обучение новому и менторская поддержка — важный фактор эмоционального комфорта сотрудника на рабочем месте. Это не только поможет ему эффективнее выполнять задачи, но и вселит чувство уверенности в своих силах — а это ключевой момент в борьбе с синдромом самозванца.

Как помочь сотруднику преодолеть синдром самозванца

Искорените чувство вины

Базовый комплекс сотрудника с синдромом самозванца — страх совершить ошибку, которая приведет к потере авторитета в коллективе или даже увольнению с работы. Лучший метод борьбы с этим — создать внутреннюю культуру, которая исключает осуждение со стороны коллег и навешивание ярлыков. Это поможет работнику быть проактивным и не смотреть на любую задачу через призму возможных неудач.

Если сотрудник совершает ошибку — вместе разберите ее. Проанализируйте, как не допустить такого результата снова, но вместе с тем покажите, что промахи — это естественная часть рабочего процесса, за которую не нужно испытывать вину.

Внедрите систему поощрения и обратной связи

Похвала — один из лучших инструментов борьбы с синдромом самозванца на работе. Поддержка важна для обретения чувства собственной значимости, но она должна исходить не только от руководства, но и от коллег. Успех команды должны разделять все сотрудники. Поощряйте желание работников делиться своими достижениями и хвалите за отлично проделанную работу.

Также в борьбе с синдромом самозванца важна налаженная система обратной связи. Она позволяет руководителю не только сократить дистанцию между собой и подчиненным и сделать его достижения видимыми, но также и установить разумный контроль над эффективностью работы специалиста.

Как бороться с синдромом самозванца

С последним помогут современные IT-решения для мониторинга работы сотрудников. Одна из таких систем — ИНСАЙДЕР. Он позволяет до 30% увеличить продуктивность специалиста и увидеть полную картину его достижений, что особенно важно для работников-«самозванцев». Программа собирает статистику, какие сайты и когда посещал сотрудник, как долго отсутствовал на рабочем месте, а также делает автоматические снимки экрана и фиксирует набираемый текст.

ИНСАЙДЕР поможет грамотно распределить нагрузку в команде и оптимизировать рутинные задачи. Систему можно настроить индивидуально под каждого сотрудника с учетом занятости и особенностей задач. Разработчики предлагают бесплатный пробный период на 14 дней, в течение которых можно протестировать основной функционал сервиса, включая отчеты по эффективности, кейлоггер и автоматические скриншоты. Пробная версия рассчитана на 5 пользователей.

Подведем итог

Синдром самозванца — актуальная проблема современной корпоративной среды, негативные последствия от которой не стоит недооценивать. Как и синдром профессионального выгорания, чувство некомпетентности и неуверенности в своих силах подрывает эмоциональное состояние сотрудника и снижает его продуктивность, что в итоге влияет на развитие бизнеса.

При этом «самозванцами» часто оказываются талантливые, увлеченные и деятельные работники, которые несут большую ценность для компании. Поэтому задача HR-специалиста или руководителя — создать такую среду, в которой коллектив будет чувствовать свою значимость и сможет адекватно оценивать свой профессиональный потенциал.