Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Как распознать, что вас используют на работе: выявляем коллег-обидчиков и учимся давать им отпор

#Контроль бизнес-процессов
#Для сотрудника
#Управление персоналом
Любой коллектив построен на взаимодействии между людьми. К сожалению, не все сотрудники ведут себя достойно по отношению к другим. Часто случается, что кто-то пытается воспользоваться коллегой.

    Выявить такого обидчика не сложно: обычно он ведет себя следующим образом: 

    • Просит о чем-то в одностороннем порядке. Суть в том, что такой человек часто обращается за содействием, но при этом никогда не помогает в ответ.

    • Игнорирует время других. Если такой коллега о чем-то просит, он требует, чтобы помощник тут же бросил собственные обязанности и взялся за его работу.

    • Присваивает заслуги. Подобному сотруднику ничего не стоит приписать себе чужие идеи и результаты работ. 

    • Постоянно критикует. Обидчик не упускает момент, чтобы высказать неодобрение и принизить достоинства коллеги.

    Выявляем коллег-обидчиков и учимся давать им отпор

    Если вы заметили, что на работе кто-то обращается с вами подобным образом, значит, пора за себя постоять. Предлагаем шесть эффективных стратегий:

    1. Обозначайте границы. Это пункт про умение говорить «нет». Нужно четко выстроить приоритеты: решить для себя, что вы готовы выполнить, а от чего откажетесь. Например, если коллега в очередной раз попросил вас срочно помочь, можно ответить так: «Понимаю, что это важно для тебя, но прежде всего я хочу закончить свои задачи». 

    2. Фиксируйте взаимодействия. Следует документировать каждые просьбы и задания, которые вам передал коллега. Если вдруг случится конфликтная ситуация, вы сможете доказать свою правоту. Например, для записи удобно использовать специальные сервисы, такие как таск-трекеры.

    3. Попробуйте поговорить с коллегой. Попытайтесь обсудить проблему и высказать свое мнение. Главное делать это спокойно и открыто. Иногда коллега и не осознает, что использует вас. К примеру, вы можете начать разговор так: «Я считаю, что слишком часто решаю задачи, за которые должен отвечать ты. Давай обсудим, как эффективнее выстроить нашу работу».

    4. Обращайтесь к начальству. Ничего страшного, если вы пойдете за советом к руководителю или HR-менеджеру. Расскажите о своей проблеме, подкрепите подозрения реальными фактами и попросите помощи. Обязательно подготовьтесь к разговору: приведите конкретные примеры и расскажите, как, по-вашему, можно найти выход из ситуации. 

    5. Работайте над уверенностью в себе. Повысить самооценку помогают два фактора — постоянное обучение и личностное развитие. Когда вы уверены в себе и своих силах, вы менее подвержены манипуляциям. Например, для этого стоит посетить специальные тренинги или прочесть книги по саморазвитию. 

    6. Выстраивайте здоровые отношения с коллегами. Очень важно создавать на работе хорошее окружение. Дружелюбные коллеги станут вашей поддержкой и защитой, если вдруг вы столкнетесь с неприятными факторами. Чтобы выстроить доверительное отношение к себе, участвуйте в корпоративных мероприятиях и не отсиживайтесь во время решения рабочих вопросов. 

    Никогда не позволяйте коллегам использовать вас в своих целях. Даже если вы столкнулись с негативным отношением, не отчаивайтесь. Работайте над собой, и вы точно сможете не только завоевать уважение в коллективе, но и вырасти в личном и профессиональном плане.