Деловая игра — это инструмент для бизнеса, который адаптируется под любые задачи. Различные сценарии позволяют развить навыки сотрудников, протестировать предпринимательские гипотезы и подготовиться к разрешению неординарных ситуаций.
Во время мероприятия участники погружаются в различные бизнес-ситуации, решают профессиональные задачи, принимают нестандартные решения и привыкают работать в команде.
Например, с помощью деловой игры «Репка» руководители учатся справедливо оценивать подчиненных. Участники должны определить эффективность героев народной сказки в соответствии с критериями компании.
На первом этапе руководителям необходимо осознать дефицит вводных данных. Сказка рассказывает только о процессе и результате, но в ней отсутствует предыстория, цели и мотивация героев.
Постепенно ведущий добавляет вводные и показывает, как эта информация меняет взгляд на персонажей. Игроки начинают понимать, что при оценке эффективности подчиненного нужно обращать внимание не только на конечный результат. Итог необходимо сопоставить с опытом сотрудника и ожиданиями от его работы. Сделать это позволяет правильно выстроенный цикл менеджмента: конкретная постановка целей, озвучивание ожиданий, регулярная обратная связь.
Другой пример делового тренинга с моделированием конкретных бизнес-ситуаций — подход «Гэмба», который подразумевает видение процесса через личное участие.
Благодаря подобным играм ускоряется адаптация новых сотрудников, действующий персонал получает пользовательский опыт, выявляются проблемные места в работе сервисов.
Занятия принесут пользу как маленькому коллективу, так и крупной компании. Игры адаптируются под разные ситуации и помогают решить следующие задачи:
Укрепить командный дух. Вид взаимодействия участников зависит от цели деловой игры: можно устроить соревнование, чтобы зарядиться энергией, или вместе решить задачу и достичь поставленных целей.
Для некоторых бизнес-тренингов необходимо несколько команд. Такая расстановка сил необходима для налаживания коммуникации между сотрудниками из разных отделов. Например, в игре встречаются два разработчика, которые совместно трудятся над проектом — один из фронтенда, другой из бэкенда. Специалисты сидят в соседних кабинетах, но взаимодействуют только через постановку задач и с помощью комментариев. На занятиях они оказываются в неформальной обстановке, общаются и обсуждают проект. Барьер между ними рушится.
Польза от таких бизнес-игр стала особенно заметна в период пандемии и удаленной работы. Многие коллеги не были знакомы лично: их приходилось представлять друг другу.
Научиться принимать решения. Для этого лучше устраивать игры на выживание. Один из сценариев: игроки попали на необитаемый остров и ждут помощи. Им необходимо оперативно выбрать лидера и охотника, понять, кого оберегать как самого нужного в команде, а кого выгнать, чтобы сэкономить провизию.
Игра начнется только после того, как каждый из участников сделает выбор. Такие абстрактные примеры учат принимать решения, отстаивать свое мнение, отвечать за свои поступки.
Сформировать управленческие способности. Во время делового тренинга обычный сотрудник может стать начальником подразделения, а руководитель отдела — главой компании. Сценарий направлен на развитие стратегического мышления, понимание проблем подчиненных, умение грамотно оценивать результаты их работы.
Развить аналитическое мышление. В процессе бизнес-тренингов сотрудники учатся искать необходимую информацию, оценивать данные и приходить к определенному решению, а не работать по шаблону. Развивать аналитическое мышление помогают квесты с заданиями по составлению пазла. Например, участникам требуется восстановить логику бизнес-процесса по описанию, в котором отсутствует одна из частей.
В зависимости от поставленных целей выделяют 4 вида бизнес-игр:
Для обучения персонала. В процессе игры сотрудники изучают новые методики продаж, техники общения с клиентами или способы работы с возражениями. Некоторые компании практикуют проведение онбордингов, в ходе которых новички вникают в бизнес-процессы и получают ценный опыт.
Для подготовки к внештатным ситуациям. Например, по сценарию сотрудники поддержки должны провести переговоры с недовольными клиентами. Задача — подготовить команду к пиковой нагрузке и выработать порядок действий. А также понять, кто является неформальным лидером, и кого сотрудники будут слушаться в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Для проверки знаний сотрудников. Аттестация в игровом формате — альтернатива стрессовым тестам и экзаменам. Сотрудники должны будут пройти небольшой квест или ответить на вопросы викторины.
Для тестирования гипотез. Например, сотрудники службы поддержки планируют заниматься продажей дополнительных услуг. В процессе тренинга станет понятно отношение коллектива к новым обязанностям, а специалисты смогут выяснить, насколько они сильны в этой сфере, как увеличится время звонка и обработки заявок.
Решение о проведении бизнес-игры принимает директор компании или менеджер проекта. Самый простой вариант — небольшое соревнование или опрос. Организатором игры может стать руководитель.
Сложные и масштабные игры обычно проводят вне офиса. За проведение мероприятия отвечает HR-отдел или тренинговая компания. Последние предлагают готовые решения или разработку сценария с нуля под поставленные задачи.
В некоторых компаниях организатором игр становится служба заботы о клиентах, а разработчиком сценариев — менеджеры проектов. У них большой опыт работы с продуктом. Они внедряют новшества, поддерживают и развивают сервисы, получают обратную связь от пользователей. Эти знания менеджеры применяют при создании сценариев деловых игр. Результатом становится обучение всех отделов на реальных примерах.
Вне зависимости от способа организации, этапы бизнес-игры будут одни и те же:
Постановка задач. Цели определяют формат мероприятия. Например, игра для аттестации сотрудников будет основана на рабочих процессах.
Создание сценария. План должен содержать описание ситуации, правила игры, задачи для участников и проблемы, с которыми предстоит разобраться.
Например, тренинг для менеджеров по совершенствованию навыка целеполагания — умения управлять подчиненными, грамотно распределять рабочее время и ресурсы компании для решения поставленных задач.
Сначала проводят исследование и определяют, какое умение предстоит развить в процессе игры. В данном случае речь идет о способности конкретизировать вектор организации в цели. Затем начинается наполнение занятия и постановка абстрактного направления: расширение возможностей продукта и выход на новый рынок. Задача менеджеров — сделать этот вектор конкретной целью сначала для всех игровых отделов, которыми они руководят, затем для каждого специалиста.
Параллельно определяются действия участников в рамках тренинга. Затем сценарий дополняется данными и конкретизируется.
Подготовка материалов. Для игры потребуются карточки с правилами, таблицы с данными, бейджи. Также можно пользоваться привычными рабочими приложениями — например, CRM обработки обращений клиентов. Но информация в них должна быть выдуманной.
Выбор места проведения. Тут необходим индивидуальный подход. Проводить игру нужно в то время, когда у сотрудников нет пиковых загрузок, отпусков или больничных.
Сбор данных. На этом этапе оцениваются действия игроков, фиксируется их активность и время выполнения заданий, выделяются лидеры. Информация заносится в таблицы.
Для более тщательного анализа ситуации тренинг можно записать на видео. Это поможет ведущим найти и устранить ошибки в организации мероприятия, кадровикам и психологам — получить информацию для личностной оценки сотрудников, а самим участникам — пересмотреть занятие.
Бизнес-тренинг должен проходить по следующему плану:
Объяснение правил. Рассказать игрокам о целях мероприятия и убедиться, что все их поняли. Мотивированные сотрудники отнесутся к занятию как к бизнес-процессу. Следовательно, результаты будут максимально реалистичными.
Кроме того, многое зависит от ведущего. Чтобы игроки не халтурили, он должен контролировать процесс, быть активным и увлекать аудиторию.
И, самое главное, участие в бизнес-играх должно быть добровольным. Не нужно заставлять сотрудника против его воли.
Разделение участников на команды. Можно создать неравноценные группы и исключить дружеские связи или позволить игрокам сформировать коллектив на свое усмотрение.
Проведение игры. Процесс необходимо держать под контролем: только так тренинг пойдет в нужном направлении. Участники должны получать обратную связь и ответы на вопросы.
Обсуждение итогов. В конце мероприятия игрокам необходимо высказаться и обменяться мнениями, разобрать достоинства и недочеты игры.
Чтобы оценить результаты, нужно получить обратную связь от самих сотрудников и от их руководителей.
Массовые бизнес-игры должны заканчиваться презентацией для сравнения полученных данных с результатами прошлых лет и демонстрацией динамики.
Обработка результатов. Участникам будет интересно узнать статистику и услышать мнение сторонних наблюдателей. Особенно о бизнес-игре с соревновательными элементами.
Руководителю также важно понимать, как подобное мероприятие повлияло на работу компании. Отслеживать уровень продуктивности сотрудников можно с помощью системы мониторинга ИНСАЙДЕР. Программа позволяет не только оценивать эффективность работы, но грамотно распределять нагрузку между членами команды.
Бизнес-игра — эффективный инструмент для обучения сотрудников и развития у них профессиональных навыков. Подобные тренинги улучшают взаимодействие между отделами, развивают стратегическое мышление и навык оперативного принятия решений.