Программирование — творческая профессия. Иногда обдумывание кода требует гораздо больше времени, чем само написание. Если программист сидит за компьютером и при этом не прикасается к клавиатуре, то это не говорит о его бездействии.
Кроме того, сегодня многие IT-отделы работают по методологии Agile, т.е. двигаются от спринта к спринту. Руководству сложно учитывать брифинги, распределение текущей нагрузки, тонкости взаимодействия внутри команды, поэтому требовать, чтобы специалист с 9 до 18 часов сидел на месте нерационально.
Еще один нюанс — дефицит кадров на IT-рынке. Программист, за которым охотятся работодатели, осознает свою ценность и востребованность. Для него строгий контроль — это давление и проявление недоверия. Психологический дискомфорт может подтолкнуть сотрудника к увольнению.
Наконец, программисты отличаются изобретательностью. При желании они могут обмануть тайм-трекер с помощью кликера, решать сторонние задачи в рабочее время, оправдывать прокрастинацию сложностью спринта и т.д.
Можно сделать вывод, что прямой учет рабочего времени программистов — задача сложная и непродуктивная. Однако это не значит, что нужно полностью отказаться от контроля.
Важно понимать, что цель контроля заключается не в учете рабочего времени, а в работе и выполнении задач. Как правило, в этом заинтересованы и сами специалисты.
Большинство программистов любит свою профессию, поэтому руководству нужно только создать им подходящие условия:
Прямой контроль, например, автоматический учет активности в Jira только осложняет задачу руководителя. К программистам, инженерам и другим людям творческо-технических профессий нужен особый подход. Его можно найти с помощью пяти правил.
В основе всего — самоконтроль. Соберите сотрудников для прямого разговора. Они осознают, что работодатель платит за выполнение конкретных задач и понимают его желание контролировать процессы. Отметьте, что компания хочет «держать руку на пульсе», но при этом ценит своих сотрудников и доверяет им. По этой причине вы предлагаете работникам использовать инструменты самоконтроля.
По сути, руководитель и команда заключают негласный договор: если программисты выполняют задачи, то никто не вмешивается в их работу. Такое правило действует, пока вы получаете нужные результаты. Чтобы упростить самоконтроль, предоставьте сотрудникам специальные инструменты.
Когда команда согласится на такое предложение, вы убедитесь в эффективности доверия и вовлеченности. Не давите на сотрудников, на самом деле они сами заинтересованы в эффективной работе и справятся с организацией своего дня самостоятельно.
Используйте систему мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР. Она мониторит всю активность сотрудников, но в большинстве случаев вам не потребуются эти данные. Проверяйте отчеты и при снижении продуктивности просматривайте содержание дня специалистов более детально. Если программист в рабочее время смотрит сериалы, ИНСАЙДЕР зафиксирует нарушение. В ваше поле зрения будут попадать только проблемные сотрудники.
Помните о мотивации. Поощряйте сотрудников за самоконтроль и продуктивность. Как способ нематериальной мотивации можно использовать челлендж: «Поработал — отдохни и отметь результаты».
Даже при качественной работе продуктивность не может постоянно оставаться на одном уровне. Периоды минимальной и максимальной активности чередуются и это нормально. Не используйте дополнительные инструменты стимуляции — никому не нужен лишний стресс.
Например, вечер пятницы ожидаемо не может быть продуктивным. Используйте это время для совещаний с пиццей или роллами, устраивайте турниры по Counter-Strike и т.д. Сотрудники «разгрузятся», их настроение улучшится, а вы получите более высокую продуктивность в течение недели и компенсируете пятничный спад.
Сдерживайте обещания. Если программист справляется с нагрузкой, то не вмешивайтесь. При использовании системы учета рабочего времени показывайте команде, как улучшаются ее результаты. Поощряйте сотрудников премиями, отгулами или корпоративами.
Прямой жесткий контроль не подходит для программистов, поэтому применяйте гибкие методы в работе.