Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Agile и Scrum: что такое, отличия, плюсы и минусы

#Контроль бизнес-процессов
#Управление персоналом
Сегодня в тренде Agile — гибкая методология управления, которую применяют многие компании. В статье вы узнаете о том, почему новый подход вытесняет KPI, а также о том, как контролировать сотрудников с помощью Agile.

Что такое методология Agile

Agile нельзя назвать отдельным методом управления или конкретной практикой. Это полноценный комплекс из принципов, подходов и инструментов, которые помогают выстраивать эффективные бизнес-процессы.

Основная идея методологии — гибкий контроль при планировании и реализации проектов. Идея Agile зародилась в Кремниевой долине, где тренды быстро сменяли друг друга. Решения, которые потенциально могли дать миру новых гигантов рынка, на следующий день переставали кого-либо интересовать. Консервативный метод прямого управления в таких условиях оказался неэффективным, поэтому появился Agile.

Отличие Agile от Scrum

Объяснить разницу между терминами просто. Agile — методология, принципы которой компании нового поколения используют как основу для развития. Scrum — структурный подход. Это один из инструментов Agile, который компании применяют чаще всего.

Суть Scrum заключается в универсальности проектных команд, которые с самого начала состоят из разработчиков, дизайнеров и других необходимых сотрудников. Таким образом исчезает формат взаимодействия между отделами. К сотрудникам, которые нужны для проекта, обязательно присоединяется «владелец продукта», т.е. куратор и скрам-мастер, т.е. организатор работы.
kontrol'-deyatel'nosti-sotrudnikov

Процессы в Scrum — последовательность спринтов, т.е. временных промежутков в 7–30 дней. На их продолжительность влияет специфика команды и проекта. Для каждого периода формируются определенные задачи, по которым в конце оцениваются результаты. За подведением итогов следует новый спринт.

Принципы Agile

Манифест Agile включает следующие простые принципы:

  1. Главное в проекте — довольный результатом клиент.
  2. Изменение требований во время работы — это нормально.
  3. Необходимо как можно чаще выпускать работающие версии продукта.
  4. Проектной команде и представителям бизнеса нужно работать вместе.
  5. Необходимо мотивировать всех сотрудников.
  6. Эффективнее всего обмениваться информацией при непосредственном общении.
  7. Работающий продукт — подтверждение прогресса.
  8. Лишняя работа — показатель неэффективности.
  9. Самоорганизация помогает команде создавать лучшие решения.
Часть перечисленных тезисов противоречит традиционным стратегиям контроля и управления. Самоорганизация и отсутствие строгой иерархии стали нормой для современного бизнеса, из-за чего встает вопрос о нужности KPI.

Почему KPI уже не в тренде

Система KPI при всех своих преимущества постепенно перестает работать. Чтобы понять причины этого, нужно вспомнить историю. В 1954 году известный теоретик менеджмента Питер Друкер предложил концепцию ключевых показателей. В соответствии с ней сотрудники должны выполнять определенный объем задач. Для каждого работника, а также для проекта или подразделения компании нужно рассчитать ключевые показатели. С их помощью можно понять, справляются ли сотрудники или нет.

zagruzhennost'-na-rabote

Обычно KPI очевидны: для производства важен объем продукции, для офиса — время работы за компьютером, для маркетинга — количество лидов и т.д.

Главный недостаток KPI — отсутствие гибкости. Концепция была актуальна для рынка 50-х годов. Для того времени долгосрочное планирование было нормой, и компании могли вкладываться в определение KPI, доносить их до сотрудников и контролировать, выполняют ли работники эти показатели.

Сегодня рынок постоянно меняется, а KPI быстро устаревают и часто не отражают эффективность персонала. По этой причине компании выбирают другие методы организации процессов.

Чего современный работодатель ожидает от сотрудников

Компании, которые используют KPI, устанавливают для работников жесткие рамки. Например, для маркетолога ключевой показатель — количество заявок. Специалист будет повышать его, из-за чего сотрудники на производстве начнут увеличивать выработку и не учитывать при этом рост затрат на замену инструментов и техобслуживание оборудования. В результате рентабельность предприятия снизится.

obrabotka-zakazov

Практика доказывает, что KPI — промежуточный этап, который только косвенно относится к требованиям работодателя. У любого бизнеса всегда есть четкие цели — увеличение прибыли, сокращение расходов и т.д. Agile учитывает и этот принцип, и динамику рынка. Здесь действует правило — ставить цель на короткий срок, получать результат и снова определять цель. Благодаря этому становятся важными не абстрактные показатели, а то, насколько доволен работой сам сотрудник, руководитель или клиент.

Контроль без KPI

Методология Agile предполагает работу в группах с контролем достижения ценности. В течение итерации, т.е. за 2–3 недели команда должна прийти к одной цели, например, на 30% снизить дебиторскую задолженность. Еженедельно группа обсуждает результаты на общих совещаниях, а в конце срока подводит итоги.

Agile предполагает высокий уровень вовлеченности работников в процессы, а также личную ответственность за успех команды. Нужно учесть это перед тем, как отказаться от KPI и перейти к новой методике управления. Иногда даже при использовании Agile-модели сотрудники пытаются переложить часть работы на коллег, поэтому команде все равно требуется контроль.

Можно применять методы непрямого контроля — следить за процессами и при этом не нарушать принципы самоорганизации.

Система мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР предоставляет руководителю всю важную информацию: насколько активен тот или иной сотрудник, сколько часов он тратит на выполнение задач, с кем переписывается, какие сайты и приложение запускает, общее количество отработанных часов и т.д. При этом работник не испытывает дискомфорта от наблюдения поскольку программа работает в скрытом режиме.

ИНСАЙДЕР помогает контролировать ситуацию без KPI. Кроме того, его можно использовать как платформу для самостоятельного модерирования внутри команды, например, открыть сотрудникам доступ к отчетам по активности группы. Полная прозрачность сделает работников ответственнее, снизит вовлеченность руководителя и в то же время повысит общую результативность.

Получите демодоступ