Уникальная модель управления позволила стране достичь успехов в производстве автомобилей и микросхем, а также обеспечить высокий уровень жизни населению.
В основе системы управления персоналом — интерпретация зарубежного опыта с опорой на собственные традиции. В результате получается особое сочетание современных методов и многовековых знаний. «Богатство в человеческих ресурсах», — главный принцип японской модели менеджмента. Его обоснованность доказывает опыт десятков крупных компаний, среди которых Toyota Tsusho, Mitsubishi Corporation, Honda Motor Co.
Все началось с поражения Японии во Второй мировой войне. После проигрыша стране было запрещено иметь свою армию. В результате японцы сосредоточились на мирном производстве, стали изучать американские модели менеджмента, в том числе и образцовую систему Генри Форда.
Собственная модель менеджмента формировалась в Японии в условиях американской оккупации и послевоенной бедности населения. Несмотря на трудности, японцы стремились сохранить свои ценности и традиции.Таким образом появляется «менеджмент с человеческим лицом», где внимание уделяется качеству работы каждого человека при минимальных затратах.
Конкретного определения не существует, но исследователи разработали ряд признаков, по которым можно понять, что речь идет о японской системе управления. Известный мировой специалист по менеджменту Хидеки Йосихара обозначил шесть критериев:
Дисциплина здесь играет важную роль, но не является главной целью. Особое внимание в японском менеджменте уделяется человеческим взаимоотношениям: важно доверие между работниками и к руководству, понимание своего места в компании, слаженность действий, моральные качества. Каждый сотрудник знает, что если он хорошо выполняет работу, то его никогда не уволят, есть возможность карьерного роста. В результате получается система с такими характеристиками:
Решение проработать всю жизнь в одной компании звучит непривычно для европейца. Но в японском менеджменте это приветствуется, поскольку позволяет избежать текучести кадров. Сотрудники считают компанию своим вторым домом, готовы тратить личное время на решение рабочих задач.
Японские компании редко ищут сотрудников с опытом работы, потому что проще обучить новичка на месте. Популярна преемственность, когда дети работают по той же специальности, что и родители. В этом случае старший родственник выполняет роль наставника, несет ответственность за своего подопечного. Семейные связи сплачивают коллектив.
Согласно японской модели работник должен регулярно менять виды деятельности в рамках своего направления. Это помогает сохранить интерес к работе, эффективнее выполнять свои обязанности. На перспективы карьерного роста влияют стаж и возраст сотрудника. Добросовестный и старательный работник может быть уверен в своем будущем.
Киитиро Тойота, основатель одноименной марки, разработал систему «Канбан». Смысл в том, что все рабочие операции должны быть выполнены в срок, невзирая на трудности. В процессе производства каждый сотрудник относится к коллегам как к клиентам. Такой подход позволяет добиваться максимального качества продукции на каждом этапе.
Кабинеты руководителей должны находиться непосредственно на производстве. Каждый начальник видит то, что происходит в реальном времени в цеху. Предложения сотрудников обязательно рассматриваются, на совещаниях учитывается мнение каждого.
Японцы считают, что высокое качество рождается из гармонии. В свою очередь гармония — это порядок. Чистота и аккуратность должны быть во внешнем виде, на рабочем месте, в раздевалке. Дисциплинированность и системность — обязательные составляющие производственного процесса. Эффективность такого подхода доказывается многочисленными примерами успеха японских компаний. Например, годовой оборот «Тойоты» составляет 224,5 миллиарда долларов.
Особенность японской системы менеджмента — требовательное отношение к каждому сотруднику, независимо от его положения в компании. Простой работник сборочного цеха и вице-президент придерживаются одного регламента. Хорошие сотрудники поощряются: получают премии и ценные подарки, грамоты и льготы на приобретение акций предприятия. Регулярно проводятся выездные развлекательные мероприятия для сотрудников и их семей. Подробнее о системе можно прочитать в книге Ингиу Оу «Японский менеджмент. Прошлое, настоящее, будущее».
Японская модель управления предполагает постоянное обучение сотрудников, повышение квалификации, построение успешной карьеры. В сочетании с командным духом это повышает производительность. Takeda Pharmaceutical, Hitachi, Denso, Bridgestone и сотни других компаний — примеры успешного применения японской модели менеджмента на практике.
Высокая мотивация сотрудников — секрет успеха японской системы. Каждый член коллектива уверен в завтрашнем дне, в стабильной работе и зарплате. Постоянство, но не стагнация, лежит в основе осознания каждым человеком своего места в команде.
Стоит отметить, что японская система не во всем подходит людям из западноевропейских стран. Отлично иллюстрирует это книга бельгийской писательницы Амели Натомб «Страх и трепет». В автобиографии рассказывается о том, как женщина из Бельгии работала в японской компании. По мотивам книги снят фильм. Основной посыл заключается в том, что японская модель управления хороша только для японцев. Иностранцу сложно понять и принять такие правила.
Современные исследователи выделяют три главных недостатка японского менеджмента:
Проблема японской модели управления — высокий уровень стресса и регулярные переработки. В результате люди очень устают и «выгорают». Сложность заключается еще и в том, что японцы считают это правильным и другие системы управления не признают. Конечно, целиком внедрять японскую модель в российский бизнес не стоит, но перенять и адаптировать определенные вещи будет полезно.