В России, по данным ФНС на начало 2022 года 4 миллиона самозанятых. Цифра растет с каждым днем. Люди продают хендмейд товары, преподают иностранные языки, выпекают торты и делают макияж. Иногда крупным компаниям нужны услуги сторонних специалистов — тогда на помощь приходят самозанятые. Как правильно оформить трудовые отношения, какие преимущества и недостатки есть у такого союза расскажем в этой статье.
Самозанятые — это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Чтобы сотрудничество было безопасным и комфортным, проверьте документы человека, а также статус в качестве налогоплательщика. Запросите у фрилансера справку о том, что он стоит на налоговом учете в качестве самозанятого.
Для работы с самозанятыми подойдет договор гражданско-правового характера: подряда, возмездного оказания услуг, авторского заказа или хранения. Специальной формы документа для плательщиков НПД в законе нет. Однако необходимо прописать юридический статус партнера, то есть указать, что он является самозанятым, что в соответствии с №422-ФЗ обязанность по уплате налогов и взносов лежит на нем, в случае утраты статуса, партнер обязан предупредить заказчика.
Берите за основу обычный договор ГПХ: подряда или возмездного оказания услуг.
Проверьте, что в нем указаны:
После составления договора и подписания сторонами подрядчик может приступить к работе. При принятии выполненной задачи составляется акт, который также подписывается двумя сторонами. Акт должен содержать информацию об исполнителе и заказчике, об объеме и стоимости услуг, о наличии или отсутствии у заказчика претензий к качеству и срокам.
Условия сотрудничества с фрилансерами очень выгодные. Для сравнения, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, компания платит за подчиненного НДФЛ в размере 13 % плюс зачисляет на вознаграждение страховые взносы. Самозанятые платят налоги сами, всего 6 % от каждой сделки с юридическим лицом. У директоров компаний появился соблазн перевести всех сотрудников в новый статус. Первое время после принятия закона, такое случилось, сейчас государственные службы внимательно следят за подобными вещами.
Плюс сам сотрудник, может потребовать выплаты по отпуску и т. д. Законопроект по вопросу больничных уже рассматривают, в скором времени это перестанет быть фантастикой. Пока все по-старому, нужно соблюдать правила.
У налоговой есть список конкретных признаков, когда она может переквалифицировать отношения между бизнесом и самозанятым в трудовые:
Признаки подмены трудовых отношений:
Если же ваши отношения соответствуют всем правовым документам, ознакомьтесь с нюансами сотрудничества с фрилансерами. В них нет ничего сложного, главное, быть внимательным.
Тонкости работы с фрилансерами такие:
Некоторые фирмы и компании привлекают самозанятых на проекты, которые не длятся долго. Дизайнеры, программисты, системные администраторы — чаще всего фрилансеры. Бизнес приглашает исполнителей тогда, когда есть задача, и оплачивает только ее. Когда работа выполнена, сотрудничество прекращается.
В договоре самозанятых должен быть пункт с результатом или количеством часов, затраченных на работу.
Например, «создание перекидного календаря 150х150 на 2023 год».
Если сотрудничество с самозанятым исполнителем напоминает трудовые отношения, налоговая может заинтересоваться происходящим. Например, если самозанятый сотрудничает с вами второй год и получает зарплату — это трудовой договор.
Другая ситуация — проекты с нерегулярной нагрузкой. Типичные примеры — таксопарки, курьерские службы, строительные компании. Здесь бизнес может приглашать больше или меньше самозанятых исполнителей в зависимости от спроса, сезонности, масштаба проектов.
У самозанятого, скорее всего, будет много заказчиков. Работать с фрилансерами можно однократно или регулярно, при условии, что документы о сотрудничестве оформлены верно.
Будьте осторожны при составлении договора. Использование правильных формулировок поможет избежать юридических трудностей. Вы — «заказчик», а не «работодатель», оплачиваете вы «стоимость услуг», а не «зарплату».
Самозанятый не находится у вас в компании, не пользуется рабочим компьютером и другими благами офиса.
Ощутимая разница между стоимостью услуг может сыграть негативную роль. Например, если сотрудник, который трудится 5\2 в офисе получает 20 000 руб, а фрилансер в несколько раз больше — налоговая обязательно поинтересуется в чем дело.
Статья 6 закона № 422-ФЗ запрещает работодателю заключать гражданско-правовой договор с самозанятым, который является его действующим или бывшим работником. Сотрудничать с ним вы сможете только спустя два года после его увольнения. Это ограничение препятствует переводу работнику в самозанятых, а следовательно, уклонению от уплаты налогов и страховых взносов.
Также с фрилансерами вы не сможете заключать агентские договоры, поэтому должность риэлтора требует другого типа сотрудничества. Если же вы хотите нанять самозанятого в качестве курьера, то предоставьте ему онлайн-кассу и платите за каждую доставку.
Существуют некоторые недостатки для работодателей, когда они принимают решение сотрудничать с самозанятыми, несмотря на огромное количество преимуществ.
VC.ru провел опрос для онлайн-компаний «Форматы утечек информации». Результаты были следующими: самый большой процент (35%) приходится на фотографирование и скриншоты экрана с конфиденциальной информацией.
К слову, по данным отчета InfoWatch за 2020 год, более 79% утечек информации в российских компаниях происходит по вине именно сотрудников, а не из-за внешних злоумышленников. Результаты заставляют тревожиться. Или, например, количество времени, которое потрачено подчиненными на задачу — всегда ли оно соответствует действительности? Если оплата почасовая, есть соблазн растянуть ее выполнение и заработать больше.
Небольшой контроль никогда не повредит. С ИНСАЙДЕР у вас станет меньше тревог, потому что переживать о том, что ценная информация может быть продана или слита конкурентам больше не придется. К тому же софт помогает понять, сколько часов нужно специалисту для выполнения задач.
Когда вы знаете о рабочих процессах персонала чуть больше, легче принимать управленческие решения, например, кого взять на следующий проект в качестве руководителя, а кто использует корпоративную информацию в личных целях.