Соперничество в бизнесе повышает качество продуктов и услуг, способствует поиску креативных решений и внедрению инноваций. Появление на рынке сильного конкурента заставляет лидера продаж исправлять недостатки в товарах, усиливать маркетинг и находить нестандартные виды рекламы, работать над лояльностью заказчиков и отказываться от дополнительных расходов. В противном случае он потеряет прибыль.
Так же работает конкуренция и внутри коллектива. Из статьи вы узнаете, как на 100% мотивировать членов команды, но не допустить между ними конфликта.
Претенденты на место руководителя демонстрируют лучшие качества, филиалы стараются выделиться на фоне остальных, а менеджеры по продажам бьют рекорды по выручке.
Чтобы мотивировать сотрудников, начальники используют простой прием, который работает даже с многоопытными сейлзами. Они рисуют лестницу с шагом в 1/10 плана сотрудник со средними показателями продаж и к первым ступеням прикрепляют фишки с фотографиями членов команды. За каждый входящий лид специалисты сами передвигают их вверх по строению. Получается наглядное соревнование друг с другом на скорость.
Однако в реальной жизни не всегда удается выдерживать баланс между здоровым соперничеством и добрыми отношениями в коллективе. Деструктивная конкуренция мешает работать в команде: сотрудники не помогают друг другу, поскольку каждый может стать обладателем приза самостоятельно.
Из-за того, что руководители симпатизируют только победителям и не замечают отстающих, последние боятся что-то делать. Проигрыш приведет к очередному выговору при всех.
Некоторые руководители сами способствуют развитию нездоровых отношений между членами команды. Их методы — это поощрение неэтичных способов достижения целей и работа на изнеможение, эмоциональная реакция на ошибки и беглое упоминание успехов, оставление слабых сотрудников без помощи.
Если член такого коллектива покидает офис сразу после окончания трудового дня и в личное время не отвечает на сообщения в чатах, то ощущает неодобрение коллег. Зачастую сотрудник оказывается перед выбором: стать частью команды и оставаться до позднего вечера с другими или быть аутсайдером.
Сначала такой стиль руководства, действительно, приводит к росту показателей и получению прибыли. Но затем появляются «побочки»: выгорание даже лучших сотрудников из-за вечной гонки, подсиживание коллег и сокрытие от них полезной информации, распускание сплетен.
Руководителю приходится все чаще разбираться с конфликтами или увольнять очередного новичка, который не справился с давлением старичков.
Конечно, это тупиковые случаи. Но даже выгорание сотрудников может привести к развитию конфликтов. Из-за усталости люди плохо понимают друг друга, а легкая конструктивная критика становится причиной эмоциональных взрывов. Члены команды начинают ошибаться в простых заданиях и работать медленнее, что приводит к росту напряжения.
Четыре признака того, что конкуренция разрушает команду:
Обсуждение недостатков и неудач при всех, а не наедине с каждым членом коллектива. Человек, который допустил ошибку, итак переживает. Но некоторые используют такую ситуацию, чтобы выделиться на фоне неудач коллег. Присмотритесь, кто любит критиковать в присутствии всех.
Плетение интриг на корпоративах. Многим хочется обсудить рабочие моменты в личное время и заручиться поддержкой коллег. Но члены дружной команды не станут собирать сплетни и раздувать конфликты.
Объявление бойкотов. Некоторые сотрудники так и не становятся членами коллектива: их по каким-то причинам не принимают и избегают. Зачастую это случается с людьми, которые боятся отстаивать свои права и отстраняются от остальных.
Переход на личности во время конфликтов. Такие ситуации свидетельствуют о высоком напряжении в команде и невозможности ведения конструктивных переговоров.
При такой командной работе каждый развивается и проявляет лучшие качества, пользуется ресурсами компании и ощущает поддержку коллег. Нетоксичная конкуренция — это прозрачные трудовые процессы и понятные правила, конструктивная обратная связь и эффективный план мотивации.
Руководитель делает все для того, чтобы сотрудники достигали целей благодаря развитию навыков и общению с командой.
Четыре признака нетоксичной конкуренции:
Понятное мотивирование. Члены команды знают свои цели, пути их достижения и объем вознаграждения за результат. А грамотный начальник благодаря регулярному общению с коллективом еще и понимает, как разработать эффективный план мотивации для каждого сотрудника.
Замена критики идеями по развитию. Большинство сотрудников старается выполнить план и помочь команде. Причинами их неудач становится недостаток опыта, отсутствие информации или поддержки. Хороший руководитель работает с каждым индивидуально и поощряет обучение.
Победа — результат работы команды, а не одного человека. Коллектив должен понимать, что успех зависит от каждого. Конечно, и один сотрудник может принести победу команде. Но такое случается очень редко.
Каждый имеет сильные и слабые стороны. Сотрудники, которые фонтанируют идеями и вдохновляют команду, могут быстро перегореть. А внимательные и дисциплинированные с трудом адаптируются к нововведениям. При распределении обязанностей нужно учитывать сильные стороны каждого: выполнение срочных задач доверять холерикам, а глубоких исследований и аналитики — флегматикам.
Конечно, в жизни все сложнее. Зачастую руководитель ставит цели, но работа коллектива не приносит результатов. И регулярные тимбилдинги не избавляют от конфликтов.
Для создания благоприятной атмосферы в команде необходимо изменить всю систему в целом. Но даже с помощью небольших шагов можно улучшить взаимоотношения в коллективе. Например, для решения проблем использовать геймификацию. Вот простые, но действенные механики для налаживания коммуникации в команде:
Функция «Спасибо» и внутренняя валюта. С их помощью вы поблагодарите коллег и обменяете полученную признательность на нужные вещи, мерч и прочие подарки от организации.
Квесты. Помогут разнообразить рутину. сделать скучные задачи интересными и повысить вовлеченность.
Лидерборд. Мотивация к работе, которая наглядно демонстрирует результаты каждого члена коллектива.
Иногда геймификация становится индикатором конфликта. Например, благодаря ей выявляется сотрудник, который никогда не оказывался на первых строках рейтинга или вообще не участвовал в активностях. Может быть, из-за его выгорания у него остались силы на выполнение только базовых задач.
С помощью геймификации процессы становятся прозрачными. Благодаря рейтингу премии распределяются справедливо, а «Спасибо» помогает оценить уровень взаимопонимания и поддержки в коллективе.
При токсичной конкуренции соперничество между коллегами становится негативным и разрушительным. Для этого явления характерны агрессивные методы достижения целей: от клеветы и подрыва репутации до вредительства и откровенной лжи. В коллективе формируется напряженная атмосфера, из-за чего страдают сотрудники и снижается эффективность компании.
Однако если разобраться с причинами появления токсичной конкуренции и найти пути преодоления ситуации, можно создать здоровую и продуктивную соревновательную среду.
С этой задачей вам поможет справиться система мониторинга ИНСАЙДЕР. Программа не только отследит действия сотрудников, но и выявит лидеров, аутсайдеров и тех, кто негативно влияет на коллег, ищет новую работу или бездельничает.