Как защитить себя от кражи коммерческой тайны, какие меры безопасности существуют и какое наказание ждет за кражу персональной информации компании, рассмотрим в этой статье.
Основная цель промышленного шпионажа – получение материальной или нематериальной выгоды за счет разработок конкурентов. Предприятия, которые стремятся воспользоваться чужими наработками, хотят сэкономить собственные ресурсы – время, рабочую силу и финансы.
Промышленный шпионаж бывает национальный и межгосударственный. В случае второго помимо вопросов экономической добавляются вопросы национальной безопасности. Если компания будет поймана на краже и распространении коммерческой тайны конкурентов, она рискует не только испортить свою репутацию, но и будет привлечена к уголовной ответственности.
Промышленным государственным шпионажем занимаются уже несколько веков. Впервые о нем заговорили в XVIII веке, но истории известны и более ранние инциденты. Иезуитский проповедник, который занимался в Китае миссионерской деятельностью, параллельно успевал собирать данные о технологии изготовления фарфора. Об этом Пьер д’Энртекол рассказывает в своих письмах.
Американец Самуэль Слейтер основал свою текстильную фабрику. Для этого он предварительно вывез из Англии, где служил подмастерьем, чертежи и наработки. Так Англия лишилась мировой монополии на текстиль.
Бразилия была единственным производителем каучука, пока англичане не прибегли к промышленному шпионажу и не украли образцы каучуконосных растений.
СССР занимался промышленным шпионажем в годы «холодной» войны. Несмотря на стремление развивать собственную экономику, отечественные технологии значительно отставали от западных. В том числе и в разработке компьютеров. Благодаря шпионажу советские процессоры были похожи или идентичны американским Intel 3000 или LSI-11/2.
Кража корпоративных данных может произойти в любой стране, на любом предприятии независимо от его масштаба. Чтобы стать жертвой промышленного шпионажа, достаточно владеть уникальными технологиями и разработками.
Промышленный шпионаж стал неотъемлемой частью бизнес-среды. Уровень преступлений растет ежегодно. При этом методы и способы хищения корпоративной информации постоянно совершенствуются.
Чтобы добыть секретную корпоративную информацию, шпионы пользуются следующими методами:
Шпионы могут использовать комплексный подход к добыче секретной информации. Распространен способ, когда злоумышленник приходит в компанию под видом соискателя. На финальном этапе собеседования «новичок» пытается выяснить как можно больше конфиденциальных корпоративных данных – база клиентов и поставщиков, условия получения услуг, процентные ставки.
Новые сотрудники при попадании в компанию получают доступ к информации, имеющей действительную или потенциальную ценность для организации. Поэтому желание работодателя защитить эти сведения от передачи третьим лицам естественно.
Одним из эффективных способов защиты является введение правового режима производства – ноу-хау. Ноу-хау считаются сведения, которые относятся к результатам интеллектуальной деятельности в научно-технической деятельности.
Также под режим коммерческой тайны попадают данные, которые:
Установление правового статуса секрета производства нужно, чтобы третьи лица не могли безнаказанно разглашать корпоративную информацию. Введение ноу-хау позволит привлекать болтливых сотрудников к ответственности.
Перечень данных, которые могут быть причислены к ноу-хау, значительно больше, чем информация, которую принято считать объектом интеллектуальной собственности. В список ноу-хау входит база данных, незапатентованная разработка, технология производства, формулы, рецепты и прочее.
Чтобы получить патент, нужно выполнить определенные процедуры, которые могут занять несколько лет. Введение режима коммерческой тайны занимает один день и позволяет защитить данные уже сейчас.
Чтобы защитить корпоративные данные, используйте следующие меры:
Помимо дисциплинарного наказания, сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности за распространение корпоративной информации. Это значит, что компания может подать на работника в суд и потребовать возмещение материального ущерба, нанесенного распространением промышленных данных.
Привлечь к уголовной ответственности можно за распространение данных, которые относятся к корпоративной тайне и ноу-хау, к налоговой и банковской тайне. Уголовный кодекс РФ понимает промышленный шпионаж как похищение данных путем угроз, шантажа и подкупа, разглашение данных без согласия собственника.
Получить наказания по Уголовному кодексу можно за:
Использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, считается получение материальной или нематериальной выгоды (для себя или третьих лиц) благодаря доступу к секретным данным.
Разглашения данных без согласия владельца будут признаны незаконными, если на лицо возложено обязательство не распространять информацию. Исключение составляют ситуации, при которых закон предусматривает обязанность сообщить эти сведение кому-либо.
Корыстной заинтересованностью считается сбор данных при работе по найму с целью получения материальной выгоды. Это и есть промышленный шпионаж.
При подкупе должностного лица конкурирующей компании преступление дополнительно квалифицируется по статьям 204 и 291 УК РФ. Промышленный шпионаж не распространен в РФ, однако он встречается в судебной практике России. В 2009 году работник «Росгосстрах-Столица» скопировал базу клиентов для ее продажи и был приговорен за это к 1 году тюремного заключения.
Согласно последним исследованиям в данной области, в последнее время промышленный шпионаж становится все более распространенным явлением, это связано с тем, что предприятия малого и среднего бизнеса не знакомы с другими способами конкурентной борьбы, а предприятия крупного бизнеса стремятся к быстрой и легкой победе. Для защиты конфиденциальных данных, секретной информации, составляющей коммерческую тайну нужно определить четкую стратегию. От надлежащего применения мер противодействия промышленному шпионажу зависит прибыль компании и потенциальная выгода в будущем.