В 2025 году дефицит кадров остается одной из основных проблем для индивидуальных предпринимателей и владельцев бизнеса в России. Кризис усложняют такие факторы, как снижение рождаемости, ужесточение миграционной политики и прочие моменты, которые мы не способны контролировать.
Ситуация непростая, но разрешить ее можно с помощью системного подхода. В статье рассмотрим основные методы привлечения, обучения и удержания персонала, а также стратегии по улучшению эффективности использования кадрового потенциала.
Сейчас рынок труда требует от компаний особой гибкости и комплексного подхода. Организациям стоит искать работников в различных местах и использовать при этом надежные методы:
Социальные сети и локальные сообщества. Найти работников можно в городских чатах мессенджеров, группах популярных интернет-площадок и на форумах тематических сайтов. Например, для поиска нужных специалистов подойдут сообщества в Telegram или ВКонтакте.
Вторичный рынок рабочей силы. Привлекать к сотрудничеству можно перспективных кандидатов, которые до этого занимали смежные должности. Фрилансеры, пенсионеры или женщины в декрете зачастую ищут варианты гибкого графика работы.
Сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями. Предприятиям нужно обеспечивать студентам возможность стажироваться и проходить производственную практику в организации. Также эффективно себя показывают программы дуального обучения, которые позволяют людям совмещать учебу с работой в компании.
Реферальная система найма. Работники организации могут рекомендовать и зазывать на собеседования своих знакомых, за что будут получать отдельное вознаграждение.
Онлайн-платформы и сервисы. Нанимать персонал удобно на таких сайтах, как HeadHunter или SuperJob, а искать специалистов узкого профиля практичнее на особых нишевых площадках.
Релокация и миграция. Можно привлекать специалистов из других регионов РФ и стран СНГ. Для этого стоит разработать программу релокации с компенсацией будущим сотрудникам расходов на переезд.
Воспитание кадров внутри компании позволяет «вырастить» штат нужных специалистов и решить проблему с их дефицитом. Способы реализации этой стратегии:
Внутренние программы обучения. Можно организовывать корпоративные академии и проводить тренинги в формате краткосрочных интенсивных курсов или наставничества, где более опытные коллеги будут делиться знаниями с новичками.
Микрообучение. Сложные для освоения темы лучше разделять на небольшие модули, которые будут удобны для восприятия. Для этого подойдут короткие видеоуроки или интерактивные упражнения продолжительностью 10–15 минут.
Практический подход. Сотрудникам нужно давать задачи, которые требуют самостоятельного анализа и поиска решений. Учеба на практике необходима для вырабатывания рабочих навыков.
Сертификация. Компании следует выбирать для персонала курсы со свидетельствами о прохождении, которые котируются на рынке труда (в сфере IT, управления проектами или маркетинга). При этом нужно предусмотреть условие: человек либо компенсирует затраты на обучение, либо обязуется отработать в организации определенный срок.
Геймификация. Чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, в него можно внедрить игровые механики: соревнования, баллы за достижения, внутренние рейтинги и другие элементы.
В условиях дефицита кадров удержание ценных специалистов становится одной из ключевых задач. Вот несколько эффективных способов сохранить персонал:
Индивидуальный подход. Нужно регулярно проводить встречи с работниками с целью обсуждения их карьерных планов. При этом важно проявлять искренний интерес и эмпатию.
Гибкие условия труда. Можно разрешить персоналу работать удаленно или в гибридном формате, установить плавающий график, включить в расписание дополнительные дни отдыха.
Финансовые и нематериальные стимулы. Помимо конкурентной заработной платы сотрудников можно удерживать с помощью дополнительных бонусов: медицинской страховки, корпоративных туристических поездок, обучения за счет фирмы, компенсации транспортных расходов и питания.
Атмосфера в компании. Внутри организации нужно создать среду, в основе которой будут лежать взаимная поддержка и доверие между членами команды. В этом поможет проведение совместных мероприятий, таких как тренинги по сплочению коллектива или тематические встречи.
Признание заслуг. Следует публично отмечать успехи и вклад сотрудников в развитие предприятия. Это не только повышает мотивацию, но и укрепляет их привязанность к компании.
Комбинация рабочих задач позволит добиться максимальной продуктивности сотрудников. Вот несколько идей для этого:
Совмещение обязанностей. Один разноплановый специалист способен выполнять задачи, которые обычно требуют нескольких человек. Например, водитель с навыками авторемонта может заменить механика, а офис-менеджер с опытом проведения закупок справится с обязанностями логиста. Разумеется, такие сотрудники должны получать более высокую зарплату.
Автоматизация рутины. Внедрение в рабочий процесс современных технологий, таких как CRM-системы, чат-боты и прочие инструменты, позволит освободить сотрудников от выполнения однообразных дел.
Аутсорсинг и краудсорсинг. Предприятия довольно часто передают непрофильные задачи внешним подрядчикам. Например, можно поручить специализированным компаниям ведение бухгалтерии, IT-поддержку или кадровые процессы.
Вахтовый метод. Этот подход особенно эффективен для строительных и производственных предприятий, где работу можно организовать посменно с привлечением сотрудников на определенный период.
В условиях высокой конкуренции за кадры компании все чаще обращаются к неочевидным подходам в работе с персоналом. Рассмотрим несколько подобных стратегий:
Работа с экс-сотрудниками. Следует запустить программу, которая позволит вернуть в компанию ее бывших служащих. За время отсутствия они могли приобрести новый опыт и навыки, что делает их еще более ценными специалистами для организации.
Кадровый резерв. Стоит создать и поддерживать базу кандидатов, которые ранее участвовали в собеседованиях на вакансии компании, но получили отказ. Возможно, сейчас они готовы рассмотреть новое предложение.
Гибкие трудовые соглашения. Можно заключать временные или проектные контракты для решения сезонных или разовых задач. Например, нанимать бригады рабочих, IT-специалистов из других компаний и т. д.
Стимулирование внутреннего предпринимательства. Нужно разрешить сотрудникам развивать в компании собственные мини-проекты. Это не только повысит их вовлеченность в деятельность организации, но и будет способствовать появлению новых идей и решений.
Ментальная поддержка. Для эмоциональной помощи сотрудникам стоит внедрить услуги бизнес-психолога или коуча. Это позволит им справляться со стрессом, избегать выгорания и сохранять продуктивность.
Можно вообще сместить акцент с поиска персонала и расширения штата на оптимизацию деятельности предприятия. Для этого необходимо проанализировать различные направления бизнеса и по итогу сосредоточиться только на высокоэффективных, которые приносят большую часть дохода.
Кадровый голод является серьезным вызовом для бизнеса, но он также дает возможность переосмыслить подходы к найму и управлению персоналом. Внедрение стратегий, которые мы рассмотрели в статье, позволит не только справиться с дефицитом сотрудников, но и укрепит позиции компании на рынке. Используйте как классические, так и нестандартные методы, экспериментируйте — и тогда вы сможете преодолеть любой кризис.