Если говорить о контроле над персоналом, то первой мыслью становится борьба с прокрастинацией. Руководитель может справиться с этими проблемами и с удивлением обнаружить: сотрудники не отвлекаются, но их продуктивность не меняется. В таком случае нужно выяснить, на кого именно работают подчиненные. Возможно, это совсем другая компания.
Оценить ситуацию помогут цифры из статьи. В публикации можно ознакомиться с результатами анонимных вопрос на тему фриланса в рабочее время. Статистика заставляет задуматься. Среди респондентов 36% специалистов занимается фрилансом. Из этого количества 76% сотрудников выполняют «левые» заказы в рабочее время. При этом почти половина ставит фрилансерские задачи в приоритет.
Участниками опроса стали IT-специалисты, но такая ситуация актуальна для всех сфер, где есть возможность трудиться удаленно: дизайна, бухгалтерского дела, интернет-маркетинга и т. д. При этом кто-то не стесняется использовать ресурсы, которые предоставляет основной работодатель, например, клиентскую базу или инсайдерскую информацию.
На первый взгляд, в такой ситуации нет ничего плохого, если сотрудники выполняют свои обязанности и соблюдают сроки. На деле бесконтрольный фриланс в рабочее время приводит к негативным последствиям:
Продуктивность персонала снижается. Когда сотрудник берется сразу за несколько задач, концентрация его внимания уменьшается, из-за чего страдает качество работы.
Руководитель не может планировать нагрузку. При бесконтрольном фрилансе нет четкого понимания, сколько времени реально уходит на конкретные задачи.
Сотрудники начинают подражать друг другу. Даже если в коллективе есть человек, который справляется с основными и сторонними задачами, не факт, что другие смогут так же.
Хаотичный фриланс наносит компании ущерб. Однако ситуацию можно взять под контроль и сделать ее своим конкурентным преимуществом.
Чтобы справиться с фрилансерами, сначала нужно их обнаружить. Использование обычных тайм-трекером или CRM-систем не поможет: сотрудники выполняют задачи, сдают отчеты, укладываются в показатели продуктивности. Чтобы выявить любителей «левой» работы, нужно стоять у каждого человека за спиной и смотреть, что он делает.
Такое решение нельзя назвать удачным. Во-первых, руководитель не может контролировать каждого подчиненного. Во-вторых, такое надзирательство вызывает резко негативную реакцию: люди не любят, когда над ними «стоят с плеткой».
Для экологичного контроля над сотрудниками можно внедрить систему учета рабочего времени «ИНСАЙДЕР». Руководителю будут полезны следующие функции:
Мониторинг активности персонала. Система фиксирует, чем именно занимается сотрудник в тот или иной момент. «ИНСАЙДЕР» видит, выполняет ли человек задачи либо проводит время на развлекательных сайтах. Кроме того, система отслеживает запуск приложений и посещение веб-ресурсов. Если сотрудник заходит на биржи фрилансеров, эти данные попадают в отчет.
Создание скриншотов с заданной частотой. Снимки экрана позволяют получить более детальную информацию об активности сотрудников за компьютером в течение дня. Кроме того, система автоматически делает скриншоты при подозрительных действиях, например, если работник пытается передать конфиденциальные данные.
Выявить фрилансеров — это полдела. Важно решить, как поступать с ними дальше.
Если подчиненные в рабочее время занимаются сторонними проектами, стоит задуматься, что к этому привело:
Неграмотное управление. Нагрузки либо не хватает, либо она неравномерно распределяется. В результате появляются работники, которым нечем заняться.
Проблемы с кадровой политикой. Людям банально не хватает либо денег, либо мотивации.
Выговоры, штрафы, депремирования и другие карательные меры в долгосрочной перспективе бесполезны. Кнут без пряника вызывает только негатив и создает нездоровую контрпродуктивную атмосферу. Наказывать подчиненных можно только в крайних случаях, а сначала лучше взять фрилансеров под контроль.
Если у сотрудников нет текущих задач, то в сторонних проектах нет ничего страшного. Главное, чтобы приоритетом всегда оставалась основная работа. Руководитель, который не превращается в надзирателя и разрешает заниматься фрилансом, заслуживает доверия и лояльного отношения.
Объективная информация о загруженности сотрудников помогает оптимизировать управление, точно рассчитывать нагрузку и составлять четкие планы индивидуального развития специалистов. В таком случае проблема с фрилансом решается сама собой. Если же возникают простои, не нужно мешать персоналу подрабатывать: это хорошо влияет на лояльность по отношению к компании.