Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Вторая смена: как узнать, что подчиненный трудится на стороне в рабочее время

#Управление персоналом

Если говорить о контроле над персоналом, то первой мыслью становится борьба с прокрастинацией. Руководитель может справиться с этими проблемами и с удивлением обнаружить: сотрудники не отвлекаются, но их продуктивность не меняется. В таком случае нужно выяснить, на кого именно работают подчиненные. Возможно, это совсем другая компания.

Рабочее время для фриланса

Оценить ситуацию помогут цифры из статьи. В публикации можно ознакомиться с результатами анонимных вопрос на тему фриланса в рабочее время. Статистика заставляет задуматься. Среди респондентов 36% специалистов занимается фрилансом. Из этого количества 76% сотрудников выполняют «левые» заказы в рабочее время. При этом почти половина ставит фрилансерские задачи в приоритет.

Участниками опроса стали IT-специалисты, но такая ситуация актуальна для всех сфер, где есть возможность трудиться удаленно: дизайна, бухгалтерского дела, интернет-маркетинга и т. д. При этом кто-то не стесняется использовать ресурсы, которые предоставляет основной работодатель, например, клиентскую базу или инсайдерскую информацию.

Рабочее время для фриланса

На первый взгляд, в такой ситуации нет ничего плохого, если сотрудники выполняют свои обязанности и соблюдают сроки. На деле бесконтрольный фриланс в рабочее время приводит к негативным последствиям:

  1. Продуктивность персонала снижается. Когда сотрудник берется сразу за несколько задач, концентрация его внимания уменьшается, из-за чего страдает качество работы.

  2. Руководитель не может планировать нагрузку. При бесконтрольном фрилансе нет четкого понимания, сколько времени реально уходит на конкретные задачи.

  3. Сотрудники начинают подражать друг другу. Даже если в коллективе есть человек, который справляется с основными и сторонними задачами, не факт, что другие смогут так же.

Хаотичный фриланс наносит компании ущерб. Однако ситуацию можно взять под контроль и сделать ее своим конкурентным преимуществом.

Как выявить тех, кто подрабатывает на стороне

Чтобы справиться с фрилансерами, сначала нужно их обнаружить. Использование обычных тайм-трекером или CRM-систем не поможет: сотрудники выполняют задачи, сдают отчеты, укладываются в показатели продуктивности. Чтобы выявить любителей «левой» работы, нужно стоять у каждого человека за спиной и смотреть, что он делает.

Такое решение нельзя назвать удачным. Во-первых, руководитель не может контролировать каждого подчиненного. Во-вторых, такое надзирательство вызывает резко негативную реакцию: люди не любят, когда над ними «стоят с плеткой».

Для экологичного контроля над сотрудниками можно внедрить систему учета рабочего времени «ИНСАЙДЕР». Руководителю будут полезны следующие функции:

  1. Мониторинг активности персонала. Система фиксирует, чем именно занимается сотрудник в тот или иной момент. «ИНСАЙДЕР» видит, выполняет ли человек задачи либо проводит время на развлекательных сайтах. Кроме того, система отслеживает запуск приложений и посещение веб-ресурсов. Если сотрудник заходит на биржи фрилансеров, эти данные попадают в отчет.

  2. Создание скриншотов с заданной частотой. Снимки экрана позволяют получить более детальную информацию об активности сотрудников за компьютером в течение дня. Кроме того, система автоматически делает скриншоты при подозрительных действиях, например, если работник пытается передать конфиденциальные данные.

Выявить фрилансеров — это полдела. Важно решить, как поступать с ними дальше.

Фрилансеры в коллективе — да или нет

Фрилансеры в коллективе — да или нет

Если подчиненные в рабочее время занимаются сторонними проектами, стоит задуматься, что к этому привело:

  1. Неграмотное управление. Нагрузки либо не хватает, либо она неравномерно распределяется. В результате появляются работники, которым нечем заняться.

  2. Проблемы с кадровой политикой. Людям банально не хватает либо денег, либо мотивации.

Выговоры, штрафы, депремирования и другие карательные меры в долгосрочной перспективе бесполезны. Кнут без пряника вызывает только негатив и создает нездоровую контрпродуктивную атмосферу. Наказывать подчиненных можно только в крайних случаях, а сначала лучше взять фрилансеров под контроль.

Если у сотрудников нет текущих задач, то в сторонних проектах нет ничего страшного. Главное, чтобы приоритетом всегда оставалась основная работа. Руководитель, который не превращается в надзирателя и разрешает заниматься фрилансом, заслуживает доверия и лояльного отношения.

Заключение

Объективная информация о загруженности сотрудников помогает оптимизировать управление, точно рассчитывать нагрузку и составлять четкие планы индивидуального развития специалистов. В таком случае проблема с фрилансом решается сама собой. Если же возникают простои, не нужно мешать персоналу подрабатывать: это хорошо влияет на лояльность по отношению к компании.