Руководитель может оценить личностные и профессиональные данные подчиненного не только с его слов, но и на практике. Достаточно вспомнить, как вел себя сотрудник в той или иной ситуации за последние двенадцать месяцев.
При принятии решения о повышении обратите внимание на следующие моменты:
Результаты работы на должности, которую занимает работник. Проанализируйте процент выполнения плана и KPI. Для объективной оценки критерия четко определите, что такое продукт труда каждого члена коллектива и как он выражается в конкретных цифрах. Например, количество заключенных контрактов за квартал у отдела продаж.
Опыт и знания. Дайте оценку специфическим умениям сотрудника, которые зависят от особенностей деятельности. Например, проверьте, насколько HR-менеджер знает трудовое законодательство, а бухгалтер — налоговый кодекс. Если речь идет о повышении до руководящей должности, проанализируйте управленческие способности подчиненного. Поймите, сможет ли он контролировать коллег, с которыми раньше общался на равных.
Наличие гибких навыков, которые пригодятся на новой должности. Для каждой сферы деятельности актуальны разные soft skills. Выберите то, что касается особенностей работы компании. Оцените, насколько сотрудник:
Зачастую на принятие решения о повышении влияют личные качества человека. Например, если сотрудник не имеет навыков самоконтроля, то он будет хорошим исполнителем, но руководить не сможет.
Обратите внимание, как подчиненный:
Продолжает работу в стрессовой ситуации: сохраняет профессионализм или выплескивает негатив на коллег и заказчиков.
Умеет самостоятельно выходить из сложных ситуаций: проявляет настойчивость и целеустремленность и находит варианты решения задач.
Помните, что инициативность и активность — одни из лучших качеств руководителя. Исполнителю таким быть необязательно.
А вот честным, бесконфликтным и ответственным должен стать каждый сотрудник, вне зависимости от должности.
Случается, что желания подчиненных не совпадают с планами начальников. Одни сотрудники мечтают о карьерном росте и делают все для повышения. Другие хотят получить новую должность, но не готовы решать новые, более сложные задачи.
Благодаря карьерному росту сотрудник реализует свой потенциал и увеличивает доход, а бизнес укрепляет взаимоотношения с членами команды.
Кроме того, у повышения в должности есть и другие преимущества:
Продвижение по карьерной лестнице — важная составляющая HR-бренда компании. Амбициозные кандидаты на ту или иную должность предпочитают вакансии с четкими правилами и сроками повышения. Если вы будете способствовать карьерному росту сотрудников, то привлечете в коллектив активных и мотивированных специалистов.
Руководитель, которого взрастил коллектив, разбирается в нюансах работы. Такой специалист решал нетипичные задачи на линейной должности, поэтому лучше нового сотрудника понимает особенности бизнес-процессов, знает ценности компании и преимущества продукции или услуги. Значит, он быстрее вникнет в новую работу.
Возможность повышения в должности усиливает мотивацию команды. Члены коллектива видят, что продвижение по карьерной лестнице зависит от продуктивности работы. Они знают, что руководитель ценит их профессионализм и результаты труда. Такое положение дел повышает работоспособность сотрудников.
Если целеустремленные люди не самореализуются на текущем месте, они увольняются из компании. Предприятие не только теряет опытных работников: ему приходится тратить время и деньги, чтобы найти и обучить новых сотрудников.
Благодаря повышению специалист приближается к личным целям. А также понимает, что руководство ценит его вклад в деятельность компании. Признание результатов труда подчиненных способствует укреплению их преданности и повышает мотивацию на достижение результатов.
Повышение усилит компанию, если станет частью ее кадровой политики и результатом профессионального роста членов команды.
Обучение — один из этапов развития персонала. Благодаря ему в организации формируется резерв квалифицированных кадров, которые в будущем станут кандидатами на повышение.
Кроме того, развитие сотрудников полезно при возникновении непредвиденных ситуаций. Например, для срочной замены руководителя. Повысить квалифицированного подчиненного проще, чем обучить работника с нуля.
Благодаря совершенствованию навыков растет эффективность труда даже среди тех, кто в итоге не получит новую должность. Следовательно, процесс обучения необходим для подготовки не только начальников, но и исполнителей.
Подъем по карьерной лестнице — сложный процесс, который требует предварительной подготовки. Руководителю следует обратить внимание на следующие моменты:
Не повышать только за выслугу лет. Длительный период работы в организации говорит о преданности сотрудника: вряд ли он уволится из компании после обучения и перевода на новую должность. Но это не значит, что работник справиться с большей нагрузкой и ответственностью.
Ставить в приоритет навыки управленца. Не факт, что профессиональному исполнителю удастся стать сильным начальником. Новая должность потребует выполнения задач, которые не приходилось решать на прошлом месте. Для этого нужны другие знания, навыки и опыт. Оцените готовность работника брать на себя ответственность, его умение оперативно действовать в непредвиденной ситуации и держать под контролем подчиненных — его бывших приятелей.
Определить человека, который займет текущую должность сотрудника после его повышения. Карьерный рост работника говорит о том, что он эффективно справлялся со своими обязанностями. На место, которое освободится после его повышения, нужно найти нового человека. Этот член команды должен будет поддерживать степень профессионализма и показывать результативность труда. Помните о времени, которое уйдет на поиск и обучение такого специалиста.
Составить подробный регламент должности. В документе следует прописать обязанности сотрудника, методики работы и результаты, которых он должен добиться. Кроме того, регламент должен содержать примеры из практики и скриншоты программ, которые предстоит использовать в работе. Ознакомление сотрудника с документом до получения повышения ускоряет процесс обучения, позволяет человеку понять тонкости будущей работы и оценить свои возможности.
Карьерный рост потребует от сотрудника освоения новых навыков и знаний. А также умения управлять коллегами, с которыми до этого он был на равных. Чтобы поддержать подчиненного:
Помогите ему дистанцироваться от коллектива. Сотрудников, которые обращаются к вам с вопросами, отправляйте к новому руководителю. Это подчеркнет его полномочия и роль в организации.
Проведите работу с коллективом. Вычислите подчиненных, которые недовольны назначением, и побеседуйте с ними. В противном случае негативные разговоры будут давить на нового начальника и испортят психологическую атмосферу в команде в целом.
Будьте терпеливы. Для освоения на новой должности и выстраивания отношений в коллективе сотруднику потребуется время — от шести месяцев до пары лет.
Помощь при введении сотрудника в курс дела и ознакомлении с обязанностями снижает стресс у человека и помогает ему быстрее добиться высоких результатов. Однако простого сообщения коллективу, что член команды стал их руководителем, будет недостаточно.
Чтобы адаптация прошла успешно, ознакомьте подчиненного с новыми обязанностями, в том числе с задачами, заработной платой и размером премии. Представьте коллективу нового руководителя и уточните вопросы, по которым к нему можно обращаться.
Пусть сотрудник проявит себя: расскажет о планах подчиненным, обсудит рабочие обязанности и делегирует задачи. Назначьте ему наставника: члена коллектива, который раньше занимал эту должность или непосредственного руководителя.
Позвольте работнику выбрать удобную форму получения нового опыта: спрашивать о вариантах решения задач, посещать совещания или наблюдать за деятельностью другого начальника.
Обучите сотрудника управлению персоналом: предоставьте ему возможность посещать тренинги и семинары, встречаться с коучами. Установите необходимое оборудование и технику на рабочем месте: оно должно быть подготовлено для освоения новых навыков и решения повседневных задач.
По истечение месяца оцените результаты адаптации: поговорите с сотрудником о сложностях в руководстве подчиненными и способах решения проблем, а с коллективом — об общении с новым начальником и выполнении его распоряжений.
Карьерный рост специалиста повышает его квалификацию и уверенность, а также приносит пользу бизнесу. Главное, вовремя понять, что работник готов возглавить команду и разглядеть в нем перспективного руководителя.