Обратимся к статистике. Жители России стали чаще обращаться к психологам. Это легко объяснить: длительный период общей нестабильности негативно влияет на людей. Из-за этого они начинают искать поддержку у специалистов. В рабочих отношениях люди рассчитывают на помощь руководителя.
О том, в чем нуждаются подчиненные и с какими проблемами они столкнулись, лучше спрашивать напрямую. Кризисные моменты четко демонстрируют, существуют ли внутри коллектива по-настоящему доверительные отношения. Если да, то руководитель может задавать прямые вопросы и рассчитывать на честные ответы. Важен диалог без додумывания и иллюзий. Можно как провести беседы тет-а-тет, так и организовать анкетирование.
Стоит задать следующие вопросы:
Существует ли угроза вашей физической безопасности? Сталкиваетесь ли вы с проблемами с организацией рабочего места или режима труда? Какую помощь может оказать компания и руководитель?
Требуются ли вам дополнительные сведения об актуальных событиях, если да, то какие? Существует ли необходимость ограничить поток информации?
Можете ли вы описать свое эмоциональное состояние? Возникают ли у вас проблемы с концентрацией внимания, трудоспособностью, сном, аппетитом? Рассматриваете ли вы возможность обратиться за помощью к психологу?
Какие трудности в работе возникают чаще всего? Каким образом руководство может их разрешить?
Какие меры вы принимаете, чтобы справиться со сложившейся ситуацией?
Вопросы позволят оценить, в каком эмоциональном состоянии находятся сотрудники и кто из них нуждается в экстренной помощи. Ответы работников продемонстрируют, какие именно меры должно принять руководство. Людям может требоваться не только материальная или физическая помощь, но и информационная, эмоциональная либо ценностная поддержка. Разберемся с этим более подробно.
С материальной помощью все понятно. В форс-мажорных обстоятельствах компания может поддержать работников финансово. Физическая помощь заключается в обеспечении безопасных условий труда. Информационная поддержка позволяет снизить уровень тревожности, которая развивается из-за неопределенности.
Чем больше человек знает о проблеме, тем ему проще стабилизировать свое состояние. Эмоциональная поддержка заключается в признании и нормализации чувств людей. Нужно донести до команды, что переживания — естественная человеческая реакция. Ценностная поддержка заключается в том, что компания предоставляет каждому сотруднику возможность делать то, что работник считает правильным и важным.
Кроме того, когда ситуация меняется, у людей возникают новые проблемы и потребности. Актуализировать информацию помогает регулярное взаимодействие с сотрудниками.
Еще один важный момент: если руководитель берет на себя решение всех задач по поддержке коллектива, это может навредить команде. Он погружен в ту же ситуацию, а значит тоже подвергается эмоциональной нагрузке. Во-вторых, спасение команды с полной самоотдачей может спровоцировать выгорание и потерю работоспособности.
Сохранение стабильности в компании — большая ответственность. Ее стоит разделить с командой и направить внутренние силы коллектива на решение общей проблемы. Также необходимо контролировать собственное состояние.
Хорошо, если у компании возможность оказать информационную, ценностную или другую помощь при участии экспертов. Например, стоит привлечь к решению проблемы психолога. При ограниченном бюджете можно задействовать внутренние ресурсы — организовать группы поддержки, дополнительные каналы коммуникации и т. д. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Одна из популярных мер — организация групп поддержки. Сотрудники собираются, обсуждают актуальные вопросы и делятся опытом преодоления проблем. Организовать группы поддержки можно без привлечения специалистов. Встречи в таком формате помогают создать безопасное пространство, где люди могут делиться мыслями, чувствами, опытом.
Важно: участие в группах поддержки должно быть исключительно добровольным. Если человек пришел на встречу, но не хочет вступать в обсуждение, не нужно его заставлять.
Как правило, сотрудники отмечают, что группы поддержки создают чувство сплоченности, которого часто не хватает в повседневной жизни, особенно при работе в дистанционном формате. Такие встречи улучшают и отношения внутри компании. Каждый понимает: в любой ситуации можно рассчитывать на помощь коллег, в том числе при решении рабочих задач. Это создает здоровый микроклимат с атмосферой доверия и безопасности.
Еще один популярный прием — использование дополнительных каналов коммуникации, где сотрудники могут обмениваться опытом. Например, можно создать чат в корпоративном мессенджере. В нем работники будут делиться полезными ссылками. Чтобы важная информация не потерялась, ее можно вынести в закрепленную запись. Оптимальный вариант — делегировать модерацию чата HR-менеджеру.
Поддержать команду помогут регулярные отчеты руководителя о принятых мерах и достигнутых успехах. Важно говорить о том, каким образом компания решает проблемы. Можно устраивать небольшие еженедельные собрания и рассказывать, как ситуация повлияла на бизнес, с какими рисками столкнулась организация, какие меры собирается предпринять руководство.
Прозрачность и доступность информации успокоят команду, дадут ей чувство безопасности. Также стоит напомнить людям о том, что компания уже переживала сложные периоды. Кроме того, нужно чаще хвалить сотрудников и показывать, что руководство ценит их вклад в общее дело.
Руководитель не может объективно оценить ситуацию, если сотрудники не ходят на встречи, отмалчиваются в чате, а при анкетировании утверждают, что у них все хорошо. При работе в дистанционном формате ситуация осложняется. Решить эту проблему можно с помощью специализированного программного обеспечения.
Например, система мониторинга ИНСАЙДЕР позволяет контролировать действия сотрудников в течение всего рабочего дня. Программа делает скриншоты, отслеживает использование приложений и запросы в поисковых системах, фиксирует нарушения внутреннего распорядка.
Кроме того, ИНСАЙДЕР разделяет действия сотрудников на продуктивные, непродуктивные и нейтральные. На основании собранной информации формирует отчеты для руководителя. Полученные данные позволяют объективно оценить ситуацию в коллективе. Например, руководитель замечает, что один из самых эффективных сотрудников вместо работы полдня сидит на форуме психологической помощи. В таком случае становится очевидным, что человек стал прокрастинатором по объективным причинам, а не просто из-за лени или беспечности.
Быть опорой для всей команды и задавать вектор ее движения нелегко. Чтобы выйти из хаоса и вывести за собой людей, нужно оставаться в состоянии эмоционального равновесия. Разберемся, как руководителю не сломаться под грузом ответственности и справиться с тревогой.
Важно выбрать правильные ориентиры. Это:
Когда эмоции выходят из-под контроля, важно сфокусироваться на делах. Прерогатива самостоятельно выбирать себе занятие возвращает ощущение стабильности. Конкретное действие может быть направленным на решение проблемы либо не связанным с ней напрямую.
Например, полезно сфокусировать внимание на отложенных задачах или делах, где гарантирован быстрый видимый результат, — спорте, творчестве, ремонте и т. д. Умеренная физическая активность усиливает стрессоустойчивость и способствует восстановлению нервной системы.
То, как человек воспринимаем происходящее, влияет на его состояние. Полезно анализировать, какие именно мысли вызывают острую тревогу: о чем они, как часто возникают и т. д. Важно уметь абстрагироваться.
Не нужно держать чувства под замком. Выражать эмоции можно по-разному: кричать (не на сотрудников), плакать, громко петь и т. д. Успокоиться и вернуться в состояние равновесия помогает глубокое плавное дыхание. Также полезно мысленно возвращаться в места и ситуации, которые связаны с ощущением безопасности и комфорта. Еще один способ — поместить себя в воображаемый пузырь с толстыми стенками, которые защищают от любых угроз.
Человеку нужен человек. Поддержка окружающих — ценный ресурс. Важно найти людей, с которыми можно обсуждать разные темы без неуместных советов или неожиданной критики. Иногда нужно просто кого-то обнять и помолчать. Если близкие люди далеко, можно пообщаться с домашним питомцем.
Руководитель — это не просто человек, который принимает решения и несет за них ответственность. Чаще всего это еще и эмоциональный лидер. От его состояния зависит командный дух. Если за внешней бодростью и оптимизмом скрывается выгорание и отчаяние, коллектив это почувствует. Забота руководителя о себе и своем эмоциональном состоянии — первый шаг на пути к выходу из кризиса всей компании.