Главный герой сериала «Офис» однажды сказал: «Хорошо, если бы был способ узнать, что ты живешь в старые добрые времена прежде, чем они закончатся». Отныне мы все живем в «Новой реальности».
Здесь россияне питаются правильно, носят аутентичный ивановский трикотаж, пересматривают старые советские фильмы. Каждое утро играют в бинго, угадывая западного партнера или поставщика, покинувшего российский рынок. Шутки шутками, и если без еды по рецептам Рональда Макдональда можно обойтись, то торможение технологического прогресса нависло над нами.
Этот вопрос встал остро, когда страну покинули гиганты: Microsoft, Windows, TeamViewer, DevTools, Slack и так далее. Организации стали лишаться обязательных для стабильной работы инструментов. Из-за этого многие бизнес-процессы пришлось пересматривать и искать замену у отечественных производителей.
Трудно сказать, чем обернется для нас уход с рынка крупных западных игроков, но мы точно знаем, что легким путь импортозамещения не будет. Пока все пытаются оправиться и придумать достойные замены, поговорим о существующем реестре Российского программного обеспечения.
Без операционных систем и стабильных обновлений ни один компьютер не работает. В конце июня деятельность на территории России свернула корпорация Microsoft, Apple перестала продавать устройства весной, Linux Ubuntu тоже присоединились к санкциям и отказалась от продаж.
В реестре отечественного ПО сейчас 24 варианта операционных систем. Большинство из них поддерживается Linux: Astra Linux, Альт ОС, ROSA Linux, Ред ОС. Каждая из них имеет высокие показатели безопасности данных. Не так давно «Лаборатория Касперского» начала разрабатывать свою операционку, но пока на ней не могут работать обычные пользователи.
Для стабильной работы нужны текстовые редакторы, программы для создания презентаций и таблиц. Microsoft Office, к которому мы так привыкли, легко заменить.
Рассмотрим китайского брата-близнеца WPS-office, состоящего из трех программ: Writer для работы с текстом, Spreadsheets — с таблицами, Presentation — с презентациями. Немецкий SoftMaker FreeOffice — неплохой вариант для стабильной работы в офисе. Из значительных минусов заметили: нет тезауруса — софта для подбора слов, у приложения нет доступа к сети.
Тройку замыкает Р-7 Офис, сделанный в России. Привлекателен несколькими режимами работы, максимальной совместимостью с Microsoft и другими ОС, возможностью коллективного редактирования.
Когда Canva ушла, стало труднее создавать графические макеты для работы. Canva была хороша и удобна для использования на любительском уровне. Если не хочется думать о VPN, то мы подобрали для вас три аналога популярного редактора:
Wilda. Представляет множество готовых шаблонов на разные тематики, позволяет создавать структурированный документ, поможет выделиться среди конкурентов. Кроме этого, можно делиться дизайнами с коллегами и обсуждать правки вместе.
Supa. В нем те же самые функции, что и в Wilda, но есть преимущество: все его материалы разрешены для коммерческого использования.
Flyvi.io. Еще один аналог, по интерфейсу очень похож на Canva, есть шаблоны, в том числе для баннеров и карточек товара на Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркета», контекстной рекламы и всех популярных соцсетей.
Мы так привыкли к полной автоматизации бизнес-процессов, что новости об уходе популярных CRM-систем нас расстроили. Раньше вместо них было тысячи папок и ежедневников, теперь все это можно оцифровать и насладиться работой. Что же можно использовать вместо популярных систем управления бизнес-процессами Salesforce и Zoho?
Здесь у российских разработчиков много хороших альтернатив:
AMOCRM предлагает современный, удобный интерфейс и позволяет работать без офиса, точек продаж, легко интегрируется в любую систему.
«Битрикс24» — популярный софт, который называют корпоративным порталом со встроенной IP-телефонией, включением в онлайн-кассы, а простые задачи она решает по щелчку.
«Мегаплан» — не самая легкая для перехода программа, но по ней предусмотрено обучение. CRM-ка включает в себя базовые функции, вроде постановки задач или истории взаимодействий, также радует подключениями к WhatsApp, Viber и другим приложениям.
Собрать всех «своих» в одном виртуальном месте можно и без Slack. Помимо него, активно использовались Microsoft Teams, Rocket Chats и MatterMost. Все наши сервисы имеют базовый набор функций мессенджера, вдобавок помогают контролировать работу в компании.
Первый из них Tada.Team — по интерфейсу похож на Slack, по функционалу менее мощный. Здесь нет тредов, статусов и так далее, неплохо реализован канбан, аудиосообщения. Полностью бесплатный.
Dialog — продукт от Сбера, предоставляет возможность для общения большого количества человек. В нем также есть чат-бот и можно подключить внешние сервисы. И еще один — «Пачка». Приложение подойдет и для больших, и для маленьких команд. К нему подключается CRM и платформы для обучения.
Программы учета рабочего времени тоже тоже ушли с рынка, но необходимость контроля осталась. Hubstaff, TimeDoctor, DeskTime были верными друзьями, теперь в этой области придется искать замену.
Хорошей альтернативой станет ИНСАЙДЕР. Программа входит в реестр российского ПО — можно использовать в бюджетных и государственных компаниях. У программы есть коробочная и облачная версия, остается только подобрать подходящий вариант по запросу.
ИНСАЙДЕР определяет степень продуктивности и стресса у сотрудников. На основании полученных данных ПО формирует понятные отчеты об эффективности работы персонала.
В такой напряженный момент важно не терять времени, оставаться «включенными» в работу и следить за ментальным здоровьем персонала.