Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Как измерить вовлеченность сотрудников

#Контроль бизнес-процессов
#Управление персоналом

Каждый руководитель мечтает видеть мотивированных сотрудников, которые выполняют задачи с горящими глазами. Они умоляют дать новые поручения, просят остаться до ночи и трудятся без выходных на доброе имя компании, забывая обо всем на свете… В реальности же руководитель может столкнуться со специалистами, которые спят на работе, грезят об увольнении и испытали выгорание примерно тысячу раз за последний год.

Все дело в отсутствии вовлеченности, а как ее обрести, мы сейчас расскажем.

Уровень вовлеченности персонала

Давайте рассмотрим пример. В каждой компании найдется такой сотрудник: у него накопились переработки на целый год вперед, он готов терпеть любые неудобства, трудиться бесплатно и не сказать ни слова против. Кто-то подумает, что это идеальный, вовлеченный сотрудник, но нет, это не всегда так. Такое отношение к работе, полная самоотдача и переработки — далеко не главные признаки мотивированности.

На самом деле, вовлеченность подразумевает под собой наличие привязанности к компании — физической и эмоциональной, а также разделение ключевых ценностей. Это чувство мотивирует сотрудников трудиться на лучший результат. Специалист, относящийся к работе с трепетом, не увидит ничего страшного в небольшой задержке зарплаты или переработке, но только если такие ситуации — редкость.

В подобном случае есть два важных момента:

  1. Нужно стараться сводить дискомфортные ситуации к минимуму. Если человек постоянно чувствует себя плохо на работе, вовлеченность падает. Сотрудник начинает вспоминать компанию недобрым словом.

  2. Расположенность персонала к компании обеспечивает вовлеченность. Если сотрудники с уважением относятся к работе, они трудятся на результат, и проблем не возникает, ведь не нужно просить о переработках, нет трудностей с оплатой и так далее.

Преимущества, которые вы получаете от вовлеченных сотрудников, по-настоящему велики.

Вовлеченный сотрудник

Преимущества вовлеченных сотрудников

К преимуществам вовлеченных сотрудников относится:

  1. Высокая производительность. Мотивированные сотрудники работают на результат. Лояльный к компании персонал трудится намного продуктивнее, чем эксперты, которые не испытывают теплых чувств.

  2. Генерация идей. Вовлеченный персонал постоянно устраивает мозговой штурм, благодаря этому компания выходит на новый уровень. Процессы становятся творческими и более оптимизированными.

  3. Рост коллектива. Текучка кадров часто обуславливается низкой вовлеченностью. Любящие компанию сотрудники держатся за место, развиваются и стремятся улучшить показатели работы.

  4. Имидж бренда. Никто из работников не станет писать нехорошие вещи про компанию в интернете. Если такие вещи напишут недоброжелатели, вовлеченные сотрудники ответят по справедливости.

Кроме бонусов, перечисленных сверху, сопричастность сводит на нет выгорание. Высокая мотивация также помогает увеличить прибыль, сократить издержки и обеспечить продуктивность. Низкая же — переворачивает все плюсы в минусы. Персонал выгорает, работает почти механически, прибыли нет, а расходы растут.

Вовлечен или удовлетворен

Часто путают три термина:

  • Удовлетворенность персонала. Тот случай, когда сотрудника устраивает коллектив, зарплата и условия труда, но если конкуренты предложат более интересную вакансию, он выберет ее.

  • Лояльность персонала. У работника выраженное позитивное отношение к компании, ему приятен коллектив и устраивают базовые аспекты. Он не собирается увольняться, если нет веских причин.

  • Вовлеченность персонала. То, к чему мы все стремимся. Сотрудник испытывает теплые чувства к работе. Можно сказать, у них почти симбиоз. Персонал отдает лучшее, в обмен на лучшее от компании.

В голову приходит сравнение с пирамидой Маслоу. Фундамент, база — это удовлетворенность, без нее никак, затем следует лояльность, а вершина — вовлеченность, и, как правило, ее достигает не каждый.

Вовлеченный сотрудник

Вывод напрашивается сам: вовлеченность зависит от удовлетворенности и лояльности, об этих аспектах нужно позаботиться уже сейчас.

Признаки вовлеченного сотрудника

Как понять, вовлечен ли сотрудник?

Проверить просто:

  • спросите сотрудников, готовы ли они порекомендовать компанию для трудоустройства своему окружению;
  • проанализируйте, прилагает ли персонал максимум усилий для достижения цели;
  • посмотрите, делают ли сотрудники больше, чем вы от них ждете.

Если ответы на вопросы выше «да», значит, все в порядке.

Поделимся с вами признаками невовлеченного сотрудника:

  • он прокрастинирует;
  • показывает отстраненность;
  • прикладывает мало усилий;
  • испытывает нетерпимость;
  • не заинтересован в общении с коллегами.

Признаемся, не все вышеперечисленные моменты сильно заметны. В каждой компании есть сотрудники, которые работают нормально, ничем не выделяясь. Это может обуславливаться особенностями характера или другими факторами. Возникает вопрос: как оценить среднюю вовлеченность персонала на уровне компании?

Методы оценки вовлеченности персонала

Существует три популярных способа оценки вовлеченности сотрудников. Первый строится на основании опытного взгляда руководителя. Управленец видит, кто вовлечен, а кто нет. В небольших коллективах способ может показать себя хорошо, но субъективность никогда не доводила до добра.

А вот на двух оставшихся методах оценки сфокусируемся внимательнее.

Оценка вовлеченности сотрудников

Опрос о вовлеченности сотрудников

Если нужно узнать что-нибудь у человека, спросите прямо. Анкетами и опросниками вовлеченности часто пользуются опытные HR, следящие за тенденциями в своей профессии.

Основные правила:

  1. Решите, какие вопросы будут в анкете. Пример опросника приведем ниже.

  2. Расскажите коллективу про цели исследования.

  3. Обеспечьте анонимность анкетирования.

  4. Проведите опрос.

  5. Соберите и проанализируйте информацию.

Пример опроса:

  • Получали ли вы похвалу или награду за хорошую работу в последнюю неделю?
  • С какой вероятностью от 0 до 10 вы порекомендуете работу в компании своим друзьям или знакомым?
  • Заботится ли ваш руководитель или кто-либо из коллег о вас как личности?
  • Есть ли у вас лучший друг на работе?
  • Имеется ли сотрудник, который поощряет ваше профессиональное развитие?
  • Задумывались ли вы об увольнении?
  • Что вам больше всего нравится в своей работе?
  • Что меньше всего нравится в своей работе?
  • Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить к опросу от себя? Поделитесь мнением о компании в свободной форме.

У анкет есть один минус — они работают только, если сотрудники искренне отвечают на вопросы, а это не всегда так. Существует опасение, что опросник не анонимен, особенно если его нужно проходить с помощью гаджетов. Это интересный инструмент, но лучше совмещать его с другими для получения более подробной информации.

Сбор данных о сотрудниках

Сбор и анализ объективных данных

Второй метод основывается на сборе информации. Если вы сомневаетесь в классических методах проверки, есть опция прибегнуть к новаторским приложениям и программам. Для сбора независимых данных, компания может использовать ПО, на работу которого сотрудники не могут повлиять. Такое приложение, например, ИНСАЙДЕР.

ИНСАЙДЕР собирает следующие данные:

  • Начало и конец рабочего дня сотрудника.
  • Соотношение рабочего времени и простоев.
  • Скорость выполнения поставленных задач.
  • Уровень загруженности работников.

ПО работает автономно и не требует сторонней помощи. Оно собирает необходимую информацию о сотрудниках. После сбора объективных данных вы сможете наметить дальнейшие шаги для повышения вовлеченности работников.

Как повысить вовлеченность персонала

На этом этапе все индивидуально, нужно решить проблемы, которые мешают людям стать вовлеченными в работу. Основная задача — достичь удовлетворенности персонала, затем его лояльности, и только потом уже подумать про вовлеченность. Нужно переместить фокус на материальные аспекты: оплата, премии и так далее.

Если же удовлетворенность и лояльность уже достигнуты, для повышения вовлеченности можно использовать следующие инструменты:

  1. Обратная связь. Ни для кого не секрет, что каждый сотрудник может обращаться к руководителю, если возникают вопросы. Начальник должен помочь решить задачу или подсказать, как это сделать. От уровня вовлеченности руководителя зависит вовлеченность персонала в том числе.

  2. Регулярный контакт. Бонусы, премии, совместные вылазки и корпоративы — позаботьтесь о том, чтобы работники чувствовали себя нужными и важными.

  3. Признанные достижения. Почаще хвалите сотрудников за хорошую работу. Деньги необходимы всем и всегда, премии — это отлично и обязательно, но не забывайте благодарить коллектив за высокие результаты.

  4. Профессиональное развитие. Очень важно повышать компетенции сотрудников с помощью тренингов и обучения. Поощряйте рвение знать больше, и стимулируйте их изучать свою сферу лучше.

  5. Непредвзятое мнение. Каждый из сотрудников хочет по справедливости получать обратную связь. В коллективе, где есть любимчики и изгои, никогда не будет вовлеченности. Оставайтесь непредвзятым и честным, просматривая отчеты ПО сотрудников и делая правильные выводы об их работы. С этим может помочь ИНСАЙДЕР. 

Также важно больше времени уделять адаптации новичков в компании и наставничеству. Они почувствуют заботу о себе, проявят лояльность и станут вовлеченными сотрудниками, преданными своей работе.