Суть фактора автобуса заключается в том, что никто не может гарантировать появление сотрудника на рабочем месте. Как минимум потому, что всегда есть вероятность попасть под автобус по пути в офис, внезапно заболеть или просто проспать.
Рассчитать bus factor очень просто — нужно определить, сколько членов команды могут неожиданно прекратить работу над проектом, прежде чем его реализация окажется под угрозой.
Для наглядности рассмотрим пример: есть две компании с равным количеством сотрудников — «А» и «B». Если вдруг «А» одновременно покинут три человека, ничего страшного не произойдет и работа будет продолжаться в том же темпе. Но если из «B» уйдут три сотрудника — проекту придет конец. То есть у компании «А» bus factor выше, чем у «B». Вывод: чем выше показатель, тем ниже риск провала.
Кем бы вы ни были — менеджером проекта или руководителем компании, советуем всегда следить за рисками вне зависимости от их форм проявления. Влияние фактора автобуса часто недооценивают, а потом, сталкиваясь с последствиями, впадают в панику.
Допустим, в вашей команде есть супергерой, который знает и умеет абсолютно все. Если это так, вам крупно повезло, ведь таких сотрудников найти очень сложно.
Супергероев любят все, потому что они:
Согласитесь, никому не хотелось бы потерять такого сотрудника и заодно успешный проект. Поэтому важно задавать вопрос: «А что если…?», чтобы проанализировать все риски.
А что если супергерой случайно попадет под автобус? Отразится ли это как-то на проекте? Если да, то как именно?
Главный минус супергероя — востребованность. Другие компании хотят переманить его к себе, и если вдруг появится более выгодное предложение по работе, есть вероятность, что он от вас уйдет.
Можно попытаться удержать супергероя с помощью искренней признательности или денежного вознаграждения. Однако жизнь все равно внесет свои коррективы. В любой момент может произойти такая ситуация, на которую вы никак не сможете повлиять.
Дело вовсе не в супергероях, а в том, что компании возлагают огромные надежды на них. Нужно оценивать все риски и наблюдать, как проходит работа в их отсутствие. Если замедляется, значит супергерой — единственный, кто решает сложные задачи, а это уже проблема.
Предлагаем рассмотреть несколько способов повышения фактора автобуса, которые помогут обезопасить компанию от негативных последствий.
Для того, чтобы работа стабильно шла в отсутствие супергероя, в компании должны быть «запасные» сотрудники, которые смогут прийти на замену и взять обязанности на себя.
Работники должны быть осведомлены, что в случае чего им нужно будет взять роль супергероя на себя. Поэтому важно подобрать тех, у кого есть необходимые знания и навыки.
Рабочий регламент должен быть легкодоступным и понятным для каждого сотрудника, иначе он не принесет никакой пользы.
Просто создать базу информации недостаточно. Важно регулярно анализировать ее актуальность и при необходимости обновлять. Если происходят изменения в рабочих процессах — нужно вносить коррективы.
Правильно оформленная и доступная документация исключает риск потери информации при уходе сотрудников–супергероев.
Работа в группах — эффективный способ обмена знаниями. Совместное решение задач позволяет взглянуть на ситуацию с разных углов и достичь лучших результатов.
Стимулируйте сотрудников работать в команде, чтобы запустить циркуляцию знаний. Например, если супергерой работает над сложной задачей, предложите ему объединиться с парой других сотрудников.
Обмен знаниями, как и совместная деятельность, способствует развитию креативности, укреплению командного духа и повышению вовлеченности сотрудников.
Развивайте культуру обмена знаниями и мотивируйте членов команды делиться своим опытом. Так вы сможете распространить полезную информацию, взрастить новых супергероев, оптимизировать рабочие процессы и повысить фактор автобуса.
Инвестируйте не только в супергероев, но и в весь коллектив, тогда результат вас приятно удивит. Создайте среду для непрерывного обучения, поощряйте профессиональное развитие и укрепляйте корпоративную культуру.
Лучшее, что руководитель может сделать — превратить каждого сотрудника в супергероя.