Запаздывающие показатели — это метрика учета изменений, которые произошли в работе компании или государства. Они позволяют оценить прошлые результаты, эффективность процессов и принятые решения.
Опережающие показатели — это индикаторы, которые предсказывают будущие изменения в организации или экономике. Они помогают строить прогнозы и принимать обоснованные решения.
В этой статье мы рассмотрим подробнее эти два понятия, их значение для бизнеса и методы измерения показателей.
Как государство, так и компании любых размеров используют обе метрики для прогнозирования изменений и влияния на внутренние процессы.
Запаздывающие показатели оценивают после окончания отчетного периода, чтобы определить, достигла ли организация своих целей. Они отражают конкретные измеримые результаты — например, прибыль компании.
Опережающие показатели отслеживают регулярно в течение отчетного периода для своевременной корректировки стратегии развития. К ним относят как внутренние метрики (например, количество проданных товаров), так и внешние экономические и маркетинговые показатели — курс акций или охваты в соцсетях.
Предприниматели обычно сфокусированы только на запаздывающих показателях, поскольку их проще измерить. Как правило, на их основе составляют отчеты и определяют KPI для премирования сотрудников. Однако опережающие метрики позволяют увидеть, какие действия привели к успеху, а какие стали напрасной тратой ресурсов.
Рассмотрим пример. В декабре менеджеры по продажам сделали email-рассылку по 100 адресам, а в январе 35 клиентов совершили покупки. В том же месяце сотрудники написали 60 писем, и в феврале только 20 пользователей откликнулись на рекламное предложение. В этом случае исходящие рассылки являются опережающим показателем. Таким образом, для выполнения коммерческого плана в 50 продаж необходимо отправить не менее 150 писем.
На практике существует множество других связанных показателей, и не все опережающие метрики зависят от действий сотрудников. Цены поставщиков и покупательская способность также влияют на результаты, и их следует учитывать при подготовке планов на будущее.
Они отражают реакцию на кризисные явления или стабильный рост. На примере экономического развития страны такими индикаторами станут:
Запаздывающие показатели, по которым можно оценить результаты деятельности компании, включают:
В число опережающих индикаторов, которые указывают на перспективы экономического развития, входят:
Изменение фондового индекса — этот показатель отражает колебания стоимости акций определенной группы.
Динамика объема денежной массы в обращении — если темпы ее роста падают, это указывает на увеличение оборота государственной валюты.
Индекс предпринимательской уверенности — Росстат проводит опрос руководителей предприятий об ожиданиях выпуска товаров, складских запасах и спросе. Затем вычисляют средний показатель их ответов и представляют в виде процента для различных отраслей бизнеса. Высокие значения говорят о благоприятной экономической ситуации.
Индекс потребительской уверенности — эти данные отражают уровень материального положения населения и их планы (копить или тратить).
Примеры опережающих показателей, которые непосредственно связаны с работой организации:
Для лучшего понимания процесса рассмотрим примеры из розничной торговли и финтеха, которые иллюстрируют механизм оценки результатов и контроля работы компаний.
Aldi — магазин-дискаунтер, который продает товары с минимальной наценкой. Чтобы поддерживать низкие цены, компания оптимизирует затраты на аренду, закупку оборудования и держит небольшой штат сотрудников. В магазине отсутствуют витрины, ассортимент меньше, чем у конкурентов, и более 80% товаров компания производит под собственной торговой маркой.
Запаздывающий показатель:
объем продаж с 1 квадратного метра площади.
Опережающие показатели:
скорость работы — например, добавление в электронный каталог одной позиции из ассортимента должно занимать не более 5,38 секунды;
количество популярных товаров в торговом зале — сотрудники проверяют ассортимент дважды в день.
Rocket Mortgage — один из крупнейших онлайн-кредиторов в США. Компания еще в 2002 году внедрила полностью электронный механизм подачи заявок на ипотеку, а в 2011 первой среди конкурентов запустила мобильное приложение.
Запаздывающий показатель:
сумма выданных кредитов.
Опережающие показатели:
общее время созвонов сотрудников с клиентами;
количество пользователей, с которыми работник общался в течение дня.
Менеджеры следят за тем, насколько успешно консультанты выполняют эти показатели, и помогают достичь ежедневного плана.
Отслеживайте ключевые показатели эффективности (KPI), чтобы контролировать текущую деятельность и анализировать результаты работы. Изучите различные факторы, которые влияют на успех, и определите, какие действия специалистов наиболее значимы для вашей компании. А в оптимизации их ежедневных задач помогут современные системы мониторинга сотрудников на рабочем месте — такие как ИНСАЙДЕР. Программа позволяет контролировать уровень производительности персонала и равномерно распределять нагрузку в команде.
Следите за опережающими индикаторами и используйте их при разработке стратегии развития: решайте, когда расширять бизнес, а когда сосредоточиться на текущих задачах. Это позволит вам быть готовыми к любым изменениям.