Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Запаздывающие и опережающие показатели: как измерить и кому это необходимо

#Контроль бизнес-процессов

Запаздывающие показатели — это метрика учета изменений, которые произошли в работе компании или государства. Они позволяют оценить прошлые результаты, эффективность процессов и принятые решения.

Опережающие показатели — это индикаторы, которые предсказывают будущие изменения в организации или экономике. Они помогают строить прогнозы и принимать обоснованные решения.

В этой статье мы рассмотрим подробнее эти два понятия, их значение для бизнеса и методы измерения показателей.

Кому необходимо измерять показатели

Как государство, так и компании любых размеров используют обе метрики для прогнозирования изменений и влияния на внутренние процессы.

Запаздывающие показатели оценивают после окончания отчетного периода, чтобы определить, достигла ли организация своих целей. Они отражают конкретные измеримые результаты — например, прибыль компании.

Опережающие показатели отслеживают регулярно в течение отчетного периода для своевременной корректировки стратегии развития. К ним относят как внутренние метрики (например, количество проданных товаров), так и внешние экономические и маркетинговые показатели — курс акций или охваты в соцсетях.

Измерение запаздывающих и опережающих показателей

Предприниматели обычно сфокусированы только на запаздывающих показателях, поскольку их проще измерить. Как правило, на их основе составляют отчеты и определяют KPI для премирования сотрудников. Однако опережающие метрики позволяют увидеть, какие действия привели к успеху, а какие стали напрасной тратой ресурсов.

Рассмотрим пример. В декабре менеджеры по продажам сделали email-рассылку по 100 адресам, а в январе 35 клиентов совершили покупки. В том же месяце сотрудники написали 60 писем, и в феврале только 20 пользователей откликнулись на рекламное предложение. В этом случае исходящие рассылки являются опережающим показателем. Таким образом, для выполнения коммерческого плана в 50 продаж необходимо отправить не менее 150 писем.

На практике существует множество других связанных показателей, и не все опережающие метрики зависят от действий сотрудников. Цены поставщиков и покупательская способность также влияют на результаты, и их следует учитывать при подготовке планов на будущее.

Запаздывающие показатели

Они отражают реакцию на кризисные явления или стабильный рост. На примере экономического развития страны такими индикаторами станут:

  • уровень безработицы и занятости в определенных отраслях;
  • годовой валовый внутренний продукт (ВВП) — общий объем товаров и услуг, который произвели граждане страны;
  • месячный ВВП — совпадающий показатель, который отражает текущее состояние экономики;
  • инфляция;
  • количество предприятий- и граждан-банкротов;
  • изменение уровня зарплат;
  • динамика цен;
  • изменение процентных ставок центрального банка.

Запаздывающие показатели, по которым можно оценить результаты деятельности компании, включают:

  • объем продаж, выручку, прибыль и рентабельность;
  • осведомленность о продукте;
  • индекс удовлетворенности клиентов (CSAT);
  • долю рынка компании;
  • уровень повторных продаж;
  • пожизненную ценность клиента (LTV) — сумму, которую покупатель принес компании за все время сотрудничества;
  • коэффициент удержания клиентов (CRR).

Измерение запаздывающих показателей

Опережающие показатели

В число опережающих индикаторов, которые указывают на перспективы экономического развития, входят:

  1. Изменение фондового индекса — этот показатель отражает колебания стоимости акций определенной группы.

  2. Динамика объема денежной массы в обращении — если темпы ее роста падают, это указывает на увеличение оборота государственной валюты.

  3. Индекс предпринимательской уверенности — Росстат проводит опрос руководителей предприятий об ожиданиях выпуска товаров, складских запасах и спросе. Затем вычисляют средний показатель их ответов и представляют в виде процента для различных отраслей бизнеса. Высокие значения говорят о благоприятной экономической ситуации.

  4. Индекс потребительской уверенности — эти данные отражают уровень материального положения населения и их планы (копить или тратить).

Примеры опережающих показателей, которые непосредственно связаны с работой организации:

  • объем новых заказов;
  • число встреч с клиентами;
  • изменения в ассортименте продукции;
  • количество мероприятий: мастер-классы, выставки, презентации новых продуктов;
  • объем оборота бракованных товаров;
  • своевременность поставок;
  • задолженность клиентов.

Из практики

Для лучшего понимания процесса рассмотрим примеры из розничной торговли и финтеха, которые иллюстрируют механизм оценки результатов и контроля работы компаний.

Aldi — магазин-дискаунтер, который продает товары с минимальной наценкой. Чтобы поддерживать низкие цены, компания оптимизирует затраты на аренду, закупку оборудования и держит небольшой штат сотрудников. В магазине отсутствуют витрины, ассортимент меньше, чем у конкурентов, и более 80% товаров компания производит под собственной торговой маркой.

Запаздывающий показатель:

  • объем продаж с 1 квадратного метра площади.

Опережающие показатели:

  • скорость работы — например, добавление в электронный каталог одной позиции из ассортимента должно занимать не более 5,38 секунды;

  • количество популярных товаров в торговом зале — сотрудники проверяют ассортимент дважды в день.

Rocket Mortgage — один из крупнейших онлайн-кредиторов в США. Компания еще в 2002 году внедрила полностью электронный механизм подачи заявок на ипотеку, а в 2011 первой среди конкурентов запустила мобильное приложение.

Измерение опережающих показателей

Запаздывающий показатель:

  • сумма выданных кредитов.

Опережающие показатели:

  • общее время созвонов сотрудников с клиентами;

  • количество пользователей, с которыми работник общался в течение дня.

Менеджеры следят за тем, насколько успешно консультанты выполняют эти показатели, и помогают достичь ежедневного плана.

Подведем итог

Отслеживайте ключевые показатели эффективности (KPI), чтобы контролировать текущую деятельность и анализировать результаты работы. Изучите различные факторы, которые влияют на успех, и определите, какие действия специалистов наиболее значимы для вашей компании. А в оптимизации их ежедневных задач помогут современные системы мониторинга сотрудников на рабочем месте — такие как ИНСАЙДЕР. Программа позволяет контролировать уровень производительности персонала и равномерно распределять нагрузку в команде. 

Следите за опережающими индикаторами и используйте их при разработке стратегии развития: решайте, когда расширять бизнес, а когда сосредоточиться на текущих задачах. Это позволит вам быть готовыми к любым изменениям.