Текучесть кадров — понятие в управлении персоналом, это показатель скорости, с которой компания теряет своих сотрудников.
Вообще, это естественный и нормальный процесс. Но только до тех пор, пока показатель не превышает порога 5% в год. Большая текучесть кадров недвусмысленно «намекает» о том, что в компании не все в порядке. В этом случае руководителю стоит подумать о том, почему сотрудники увольняются, как их удержать.
Постоянная текучка ведет к материальным потерям. LinkedIn сообщает, что если снизить «обновление персонала» хотя бы на 1% в компании, где работает 10 тыс. человек, собственник сможет сэкономить 75 миллионов долларов. Статистика собрана по США, но подходит и для российских реалий.
Потребность поменять работу возникает из-за разочарования в профессии, недовольства зарплатой, стресса, в связи с семейными обстоятельствами и по другим поводам.
Рассмотрим подробнее:
Кроме того, если ценного сотрудника не пытаются удержать, об этом обязательно узнают другие сотрудники. Как следствие - падает уровень доверия к работодателю, да и о компании в целом складывается отрицательное впечатление.
Текучка кадров бывает 3 видов:
Сначала руководитель должен разобраться в причинах большой текучки. Анализ ситуации позволит понять, кто чаще всего увольняется. Если уходят те люди, с которыми не предполагалось продлевать трудовые отношения - тогда проблем нет. Если покидают работу ценные специалисты, необходимо принимать меры:
Индивидуальный подход к сотрудникам, решение проблем, переговоры - все это позволяет снизить риски и достичь низкой текучести кадров, способствует повышению лояльности работников, укрепляет положительный имидж компании.
Очевидно, что люди увольняются по разным причинам. Задача кадровика и руководителя – узнать, что послужило катализатором в каждом случае. Иначе можно забыть о грамотной кадровой политике
Подходить к этому вопросу нужно серьезно. Поверхностный подход не даст хорошего результата: необходим серьезный анализ. Для этого проводится сбор статистики, оценка причин поиска новой работы. Принятые меры способствуют уменьшению текучести кадров.
Целостную картину покажет коэффициент текучести (КТ) сотрудников.
Для расчета используется следующая формула: КТ = КУ / СЧ × 100%, в которой:
Полученный результат в размере от 3 до 7 % свидетельствует о том, что уровень текучести кадров находится в норме. Значение актуально для предприятий, работающих длительное время. Для молодых компаний средняя текучесть кадров составляет около 20 %, это приемлемый уровень. При подсчетах важно учитывать специализацию и сферу деятельности. На предприятиях розничной торговли нормальным будет КТ до 30 %, в IT уровень не должен превышать 6 %. Более высокие значения говорят о глобальных проблемах в компании.
Для сохранения коллектива необходимы комплексные мероприятия по снижению текучести кадров.
Рекомендуем начать со следующих мер:
Решению проблемы текучести кадров помогает перевод работников в другие управления, отделы. Это стимулирует людей развиваться, не стоять на месте. Полезно также будет нанять психолога в штат для поддержания благополучного морального климата, оценки и предотвращения текучести кадров.
Процесс текучести кадров можно контролировать при помощи автоматизированных систем. Специальные программы способны положительно влиять на причины высокой текучести кадров. Например, система учета рабочего времени ИНСАЙДЕР - эффективная система учета рабочего времени, которая помогает множеству компаний уменьшать издержки и снижать потенциальную текучесть кадров.
Программа выполняет следующие задачи:
Полученная информация позволит проанализировать деятельность компании, выявить проблемы, определить показатели движения и текучести кадров. В дальнейшем можно улучшить координацию всех процессов, пересмотреть систему взаимодействия с коллективом, снизить текучку. В результате получится сформировать хорошую команду специалистов, неравнодушных к общему делу. В такой компании руководителю не придется употреблять выражение «незаменимых людей не бывает» в общении со своими сотрудниками.