Конечно, в этой мини-страшилке мы все утрируем. Но согласитесь, лень заразна. Нужно как-то с ней бороться. Например, установить стандарты поведения в коллективе.
Откуда берется лень? В некоторых случаях виновата токсичная атмосфера. Руководитель может не задумываться о чувствах и мыслях подчиненных, мол, получают зарплату, что еще им надо. Однако замечено, что неблагоприятная обстановка снижает производительность труда на 20%.
Деньги — не единственный мотиватор. Благоприятный климат, сонастроенность с командой, чувство, что тебя ценят — вот несколько причин, почему многие люди так держатся за свое рабочее место. Поэтому одна из задач руководителя — выстраивать и поддерживать здоровую внутреннюю атмосферу.
Как принято у вас: сотрудники приступают к обязанностям сразу по приходу в офис или позволяют себе долго раскачиваться? А после обеда они сразу включаются в работу? Все работают в команде и преобладает атмосфера сотрудничества или холодность и недоверие?
Как выявить нездоровую обстановку:
Имитация бурной деятельности. Человек вроде бы что-то делает, что-то ищет в компьютере, кому-то звонит, о чем-то договаривается. Но вся эта активность ни к чему не приводит. Дедлайны уже давно сгорели, результата нет;
Переключение на новую задачу в ущерб предыдущей или пока предыдущая не закончена. Чаще всего, это способ уйти от рутинных или сложных дел, переложив их на плечи товарищей;
Неумелый подход к выстраиванию коммуникаций внутри команды, который приводит к многочисленным недопониманиям, дублированиям работы, взаимным претензиям и обвинениям;
Пессимистическое отношение к обязанностям;
Недостаточная квалификация или неуверенность в собственных силах сотрудников, которая приводит к затягиванию работы;
Страх быть наказанным за возможные ошибки, страх поделиться идеями по поводу решения рабочих вопросов, боязнь высказать свое мнение;
Бюрократизированное управление, сотрудники перегружены чрезмерным количеством отчетов, рапортов и объяснительных. Это вынуждает использовать в документации шаблонные фразы, а действия выполняются автоматически, для «галочки».
На создание и поддержку здоровых деловых отношений необходимы время и усилия. Но главным образом, требуется желание коллектива и самого руководителя. А еще диалог. Это ключ к пониманию. Но есть и другие способы подбросить дровишек в костер межличностных отношений:
организация оптимальных условий труда, обеспечение рабочих мест всем необходимым с учетом пожеланий команды, качественное освещение, доступ к нужным ресурсам;
создать ощущение причастности и важности каждого члена коллектива в достижении целей организации;
ставить задачи и обсуждать их вместе с командой;
выездные конференции для главных специалистов раз в полгода, год;
рассмотрение проблемных вопросов коллективом, свободное высказывание разных точек зрения;
предоставлять актуальную информацию;
предусмотреть наличие проектов для роста квалификации;
уметь распознавать профессиональные и личностные особенности сотрудников, исходя из этого устанавливать нагрузку и распределять поручения;
периодически устраивать корпоративы, которые позволят команде лучше узнать друг друга.
Весомым стимулом для продуктивного труда у многих является работа на результат и ощущение востребованности. Эти мотивы стоит учитывать при построении отношений в коллективе и при оценке эффективности. Наблюдайте за личными и коллективными успехами и обязательно отмечайте их.
Один из объективных способов оценки – аттестация. Она проводится периодически и по определенному алгоритму, результаты фиксируются в официальном документе. Проверяются все или некоторые категории сотрудников. Аттестация позволяет подтвердить уровень квалификации, знаний, практических навыков и деловых качеств.
Среди других действенных методов оценки компетенции работников:
метод «360 градусов» помогает выяснить мнение о сотруднике со стороны начальства, команды и клиентов;
интервью, которое помогает определить эмоциональную реакцию человека на вопросы или смоделированные ситуации;
применение психологических и профессиональных тестов, которые демонстрируют знания и индивидуальные особенности личности в соответствии с занимаемой должностью;
экспертная оценка участников команды – в этом случае привлекают экспертов, которые проводят анализ способностей персонала, исходя из опыта и профессиональных знаний.
При использовании любого из способов, главное – объективность.
сравнивать показатели результативности отделов и отдельных сотрудников;
конструктивное распределять обязанности согласно способностям и навыкам служащих;
фиксировать прогулы, опоздания, простои и отвлечения;
контролировать выполнение заданий к запланированным датам.
Например, система ИНСАЙДЕР помогает оценивать качество работы подчиненных.
Равномерная загрузка – вот то, что в одинаковой степени волнует и работников, и управленцев.
Система мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР наглядно показывает, кто чем занят, кто лучше проявляет себя, а когда просел KPI.
Также ПО анализирует:
Бесполезную трату рабочего времени. Если работник сидит, уткнувшись в монитор, это еще не показатель его занятости. Он может проводить время за онлайн-играми или делать покупки через интернет. Система отмечает такие непродуктивные часы, чтобы вы не включали их в табель на оплату труда;
Взаимодействие с рабочими инструментами. В отчеты входит статистика пользования программами и сайтами, которая включает время их посещения. Часы, проведенные на сторонних ресурсах, приравниваются к невыполнению прямых задач;
Полученные сведения помогают регламентировать рабочие процессы, в том числе сократить время, отведенное на совещания и развлечения, которое можно эффективно использовать в основной деятельности компании.
Собранная ПО ИНСАЙДЕР информация позволяет искоренить лень, прокрастинацию и более продуктивно использовать рабочее время.