Текучесть кадров считается естественным бизнес-процессом. На первый взгляд, все нормально. Одни сотрудники увольняются, а на их место приходят другие. Однако компания каждый раз теряет деньги. При открытии любой вакансии нужно потратить время на поиск кандидатов, собеседования, оформление документов и обучение. Кроме того, обязанности уволившегося работника приходится распределять между его бывшими коллегами. Это также приводит к потере времени.
Таким образом, заменяя сотрудника, компания рискует потерять сумму, равноценную его зарплате за два года. Согласно статистике, текучесть кадров обходится американским компаниям в 160 млрд долларов в год.
Владелец бизнеса в любом случае столкнется с такими проблемами, потому что сотрудники все равно будут увольняться. Однако уменьшить текучку до нормального уровня реально. В этом поможет правильная организация периода адаптации.
Сотруднику, который только что пришел на новое место, нужно безболезненно пережить первые дни. В это время человек внимательно изучает коллег, рабочие процессы, внутренние взаимоотношения. Роль новичка — стрессовая ситуация, которая обостряет восприятие негативных и позитивных моментов.
По данным Gartner, довольные периодом адаптации специалисты работают на 15-20% эффективнее тех, кто был им разочарован.
Wynhurst Group приводит следующие цифры: успешная акклиматизация на 57% повышает вероятность того, что сотрудник останется в компании и будет лоялен.
Очевидно, что период адаптации очень важен. Существует несколько способов, которые обеспечат новичкам комфортные условия.
Новые сотрудники часто чего-то не понимают, но стесняются спросить. Это стандартная ситуация. Временное непонимание внутренних процессов нормально, но руководству следует проявить предусмотрительность. Окруженный незнакомыми людьми новичок хочет продемонстрировать не свою некомпетентность в каких-либо вопросах, а лучшие качества. При этом ему неловко обращаться к начальнику или отвлекать коллег.
Решение такой проблемы — организация института наставничества. Каждого нового сотрудника нужно закрепить за опытным коллегой, который поделится опытом и проконтролирует процесс адаптации своего подопечного. Хорошо, если наставниками будут компетентные и дружелюбные люди с развитым чувством ответственности.
Часто практикуется подход, при котором специалисты должны с первого же дня фокусироваться только на профильных задачах. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе это малоэффективно. Чтобы новичок стал полноценным членом команды, расскажите ему о наиболее важных моментах:
миссии и ценностях компании;
собственной роли в фирме;
карьерных перспективах;
основах корпоративной культуры и этики.
Как правило, эту задачу выполняет либо HR-менеджер, либо руководитель отдела, либо наставник. Некоторые организации даже проводят курсы знакомства с компанией.
Постарайтесь уберечь новичка от ситуации, в которой ему придется сразу же решать сложную задачу. Иногда соискатели приходят именно на горящие проекты, но в штатном режиме нужна плавная адаптация.
Познакомьте нового сотрудника с коллективом, предоставьте ему четкую должностную инструкцию, покажите инструменты для работы. Не нужно сразу максимально нагружать человека — повышать уровень сложности надо постепенно, в течение 1-2 недель. Это позволит новичку избежать сильного стресса и быстрее раскрыть свой потенциал.
Люди хотят, чтобы их ценили. Чем выше квалификация сотрудника, тем важнее для него нематериальная мотивация в виде позитивной обратной связи. Такой фидбек полезен, поскольку создает благоприятное впечатление о компании.
Новичок может ошибаться, но акцентировать внимание на промахах не нужно. Критика должна быть конструктивной, но мягкой. Фокусируйтесь на достижениях и объясняйте сотруднику, как избежать подобных ошибок в будущем.
Перечисленные способы не работают, если речь идет о прокрастинации, саботаже или обычной некомпетентности. Иногда совершенно неподходящие люди могут «просочиться» даже через фильтр в виде HR-отдела. Важно понимать разницу между теми, кто только вливается и поэтому немного «тормозит», и теми, кого надо немедленно убирать.
Следите за тем, как именно новый сотрудник выполняет работу, но делайте это незаметно, чтобы не смущать его. Оптимальное решение — система ИНСАЙДЕР, которая позволяет оценивать продуктивность специалиста, его скорость, способность фокусироваться на задачах. Программа ИНСАЙДЕР оснащена таким удобным инструментом, как запись скриншотов с монитора сотрудника. С его помощью можно посмотреть на действия подчиненного от первого лица.
Новичок не может знать «внутреннюю кухню». Это вызывает дискомфорт. Сотруднику интересно, оценят ли его старания, есть ли любимчики у руководителя, будут ли поощрять его успехи. Со временем он получит ответы на подобные вопросы. Однако со стороны руководителя будет правильно наглядно продемонстрировать честность и прозрачность.
Чем меньше скрытых непонятных процессов, тем легче адаптация. Например, людей эффективно мотивирует четкая схема премирования, которая привязана к объективным KPI. Вы можете взять отчеты из ИНСАЙДЕР, составить на их основе рейтинг сотрудников и обучить персонал работе с модулем программы для учета времени.
Прозрачность системы дает людям уверенность в будущем и возможность легко адаптироваться.
Период адаптации у всех заканчивается в разное время. Одной-двух недель достаточно для обучения и постепенного повышения нагрузки, но полная акклиматизация может длиться даже год. На ее продолжительность влияет специфика работы и личные качества сотрудника.
Мы рекомендуем использовать ИНСАЙДЕР, чтобы с помощью отчетов отслеживать показатели всех подчиненных. Система покажет, кто теряет интерес к работе или постоянно ошибается. Держите руку на пульсе и сразу решайте намечающиеся проблемы. Тогда текучесть кадров в компании будет минимальной.