Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Почему из-за неправильной самооценки страдает ваша карьера

#Управление персоналом
#Для сотрудника
Некоторые люди неверно оценивают собственные навыки и считают себя экспертами в той или иной области. Такая ошибка мышления называется эффектом Даннинга-Крюгера, суть которого заключается в искажении оценки своей компетентности. Зачастую низкоквалифицированные специалисты преувеличивают свои возможности, а люди с глубокими знаниями занижают свои способности. Из статьи вы узнаете, как избежать синдрома самозванца и завышенной самооценки.

История появления эффекта Даннинга-Крюгера

В 1995 году американец ограбил два питтсбургских банка. Во время нападения он даже не прятал лицо. Когда полицейские пришли его арестовывать, мужчина удивился. Грабитель был уверен, что его не вычислят, так как перед нападением на банк он натер лицо соком лимона.

В те годы жидкость цитрусовых использовалась при производстве невидимых чернил. Поэтому американец посчитал, что камеры видеонаблюдения не увидят его лицо. Для проверки гипотезы мужчина сделал несколько снимков на Polaroid. Лица действительно не было на фото. Лишь позже стражам порядка удалось понять причину этого явления. Оказалось, сок лимона попал преступнику в глаз, он дернулся и фотоаппарат сделал снимок пустой комнаты.

Изначально грабителя признали сумасшедшим. Но Дэвид Даннинг, профессор психологии в Корнелле, и Джастин Крюгер, его аспирант, доказали, что это был убедительный пример явления, которое в дальнейшем получило название «эффект Даннинга-Крюгера».

Эффект Даннинга-Крюгера

В 1999 году они провели исследование — протестировали студентов на уровень логического мышления, знание грамматики и наличие чувства юмора. Затем предложили молодым людям дать оценку собственным способностям. Испытуемым необходимо было выдвинуть предположение о качестве выполнения задач.

Результаты исследования показали: студенты с высокой самооценкой справились с тестами хуже, чем ожидали. А те, кто выполнил задания лучше всех, преуменьшали свои способности. Но даже объективный фидбек не побудил студентов из первой категории признать свою низкую компетентность и высокий уровень знаний других. Их самоуверенность зашкаливала независимо от ситуации и фактических причин.

Важно отметить следующие особенности исследования:

  1. Даннинг и Крюгер не назвали ни одного человека глупым. Профессор и его аспирант анализировали только умение студентов проходить тест и давать оценку своим результатам. Их не интересовала эрудиция испытуемых.

  2. График, который составляется по итогам тестов, показывает лишь положительную корреляцию между оценкой своих умений и навыков и не отражает степень уверенности в себе. Следовательно, он не позволяет выявлять причинно-следственные связи.

  3. Любой человек может быть экспертом в одной сфере и непрофессионалом в другой. У него формируется ошибочное мнение о своей компетентности, если умения из первой области завышают самооценку во второй.

Как выражается эффект

Суть эффекта заключается в том, что в процессе получения нового навыка человек проходит четыре этапа:

Четыре этапа эффекта Даннинга-Крюгера

  1. Пик глупости. «Я знаю все!» — это удел каждого новичка. После поверхностного погружения в тему человек выполняет первое задание и ему кажется, что он понимает процесс.

  2. Долина отчаяния. На этой стадии оказываются те, кто принял решение о дальнейшем развитии. Однако при появлении первых сложностей человек начинает понимать, что не все так просто. Те знания, которые он получил ранее, оказываются лишь каплей в море.

    Для прохождения этого этапа потребуется помощь:

    • более опытных коллег для оценки текущего уровня знаний;

    • руководителя для составления списка задач, чтобы прокачать навык;

    • ресурсов из открытого доступа для получения знаний по теме.

  3. Склон просветления. Шаг от новичка к эксперту. На этой стадии человек начинает понимать необходимость постоянного повышения уровня квалификации. У него появляется некоторый опыт и сдержанное чувство уверенности.

  4. Плато стабильности. Человек развивается, повышает квалификацию, становится профессионалом. Но постоянно думает о том, хватает ли ему скиллов, чтобы называться экспертом.

Способы повышения самооценки

Существует много методик, которые помогают поверить в свои силы. Одна из них — «окно Джохари». Техника адекватной оценки скиллов состоит из четырех зон:

  1. Открытая — ваши очевидные умения и навыки.

  2. Слепая — ваши качества, которые видят другие. Но они незаметны для вас.

  3. Скрытая — известные вам способности. Но о них не знают другие.

  4. Неизвестная — качества, которых не видит никто.

В процессе применения метода узнайте мнение коллег. Задайте им следующие вопросы:

  1. Могут ли они обращаться к вам за обратной связью?

  2. Устраивает ли их качество вашей работы?

  3. Тщательно ли вы разбираетесь с проблемами при их появлении?

Скорректируйте вопросы для четкого описания навыка, который вас интересует. От этого будет зависеть детализация тестирования.

Способы повышения самооценки

Далее приступайте к следующему этапу — самоанализу. Для этого ответьте на несколько вопросов, а именно:

  1. Каких результатов я добился?

  2. С помощью чего это произошло?

  3. Какие задачи мне дались легко?

  4. Что было делать трудно?

  5. Результаты моей работы удовлетворили заказчиков, партнеров и коллег?

  6. От кого я получал обратную связь?

  7. Что мне не удалось сделать?

  8. Какие вопросы можно было решить быстрее?

  9. Как я могу улучшить проект?

  10.  Что в нем изменилось по сравнению с предыдущим?

Главное, четко определите, что значит «лучше». Для этого обратитесь к конкретным KPI — измеримым метрикам.

Рекомендации для оценки работы

При анализе своих способностей важно:  

  • помнить о внутренних победах;

  • сверяться с мнением коллег из разных отделов;

  • конкретизировать свои достижения;

  • смотреть на работу глазами коллеги или руководителя;

  • оценивать проекты через время — когда восстановятся силы и улягутся эмоции.

Рекомендации для оценки работы

Контроль дня

Как только возникают сомнения в умениях и квалификации, спрашивайте себя:

  1. Соответствуют ли мои мысли действительности?

    При ответе на этот вопрос опирайтесь не на страхи и представления о себе, которые у вас сложились, а на факты. Вспоминайте не только ситуации, в которых ошибались, но и те, когда показали себя профессионалом. Так вы сможете реалистично оценить свои способности.

  2. Как я реагирую на эти мысли?

    Вспомните свои эмоции: тревогу, тоску или, наоборот, прилив сил.

Благодаря честным ответам вы поймете, какое влияние на вас и вашу жизнь оказывают негативные и порой несправедливые представления о себе.

Как бороться с когнитивными искажениями

И завышенная самооценка, и синдром самозванца одинаково опасны. Окончить курсы для новичков и мечтать о позиции старшего специалиста также плохо, как быть профессионалом, но не верить в свои силы.

После того, как дойдете до «долины отчаяния», не останавливайтесь, развивайтесь дальше. Мозг создаст новые нейронные связи и подтолкнет вас к вершине. Учитесь и прокачивайте навыки, и тогда вы не зависните в этом состоянии.

Если у вас в команде оказался уверенный в себе джун, не думайте, что у него завышенная самооценка. Новичок может быть действительно способным и талантливым. Просто помогите ему раскрыться.