Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Особенности проведения собеседования без HR

#HR, рекрутинг

Случается, что сотрудник HR-отдела отсутствует на рабочем месте или такой единицы вообще нет в штате компании. В этом случае прием новых специалистов осуществляют собственник или менеджер.

Из статьи вы узнаете, как провести собеседование сотруднику, который не является рекрутером.

Подготовка к встрече

Перед собеседованием составьте список претендентов на должность. Если встречи будут проходить весь день, запланируйте 15–30 минут на перерыв между ними. Это необходимо для составления впечатления о кандидате и создания соответствующих пометок.

Далее подберите место для встречи. Она может пройти как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Главное, создайте благоприятные условия для беседы. Для онлайн-встречи выбирайте тихое место и ставьте телефон на беззвучный режим. Очное собеседование лучше проводить в переговорной комнате или другом подобном месте, где вас не будут беспокоить.

Перед встречей изучите резюме кандидата и отметьте ключевые пункты для обсуждения в интервью. Помните, претендент также отметит ваш уровень подготовки к собеседованию.

Особенности проведения собеседования

Проведение интервью

Рассмотрим пошаговую инструкцию, которая подойдет для проведения большинства собеседований:

  1. Представление кандидату. Назовите свое имя и должность в компании. Кандидат должен знать, как к вам обращаться.

  2. Использование нейтральной темы. Началом разговора может быть обсуждение природы, погоды, пробок. Позвольте собеседнику немного расслабиться и расположите его к себе.

  3. Объяснение плана встречи. Озвучьте кандидату, сколько времени вы отвели на интервью, что хотите обсудить во время него и с чего именно начнете беседу.

  4. Рассказ о компании. Проинформируйте собеседника о таких аспектах, как условия работы, коллектив, социальный пакет, корпоративная культура, возможности для развития.

Вопросы кандидату

Сначала узнайте общую информацию:

  • какие вакансии интересуют;
  • почему ищет работу;
  • каковы профессиональные цели.

Ответы на эти вопросы помогут вам понять мотивы кандидата к трудоустройству. Один из плохих показателей — постоянное упоминание денег. Как показывает практика, такие сотрудники долго не задерживаются в компаниях.

Вопросы кандидату

Следующий шаг — определить зону ответственности кандидата, его сильные и слабые стороны. Чтобы выяснить, умеет ли претендент признавать свои промахи и работать над исправлением ошибок, попросите его:

  • рассказать о самом успешном проекте и его итогах;
  • поделиться любым своим факапом и способом выхода из ситуации;
  • перечислить цели, которые он ставил перед собой на предыдущем месте, и результаты их достижения.

После получения ответов на эти вопросы соотнесите ценности соискателя и компании. Так вы поймете, сможет ли этот человек стать частью команды, развиваться вместе с ней и поддерживать общую идею.

Чтобы узнать кандидата с точки зрения его исполнительности или креативности, спросите:

  • что он ценит в работодателе и в коллегах;
  • каким он видит свой карьерный рост;
  • что ему нужно для максимальной продуктивности;
  • с какими людьми ему будет комфортно работать.

Благодаря вышеперечисленным вопросам вы составите портрет соискателя и поймете, что окажется сложным в работе с ним. Возможно, компания ищет самостоятельного сотрудника, а претендент — крутой исполнитель, но требует инструкцию к каждому действию.

Какие темы не стоит обсуждать

Никто не отменял профессиональную этику и существование личных границ. Несмотря на то, что хочется получить как можно больше информации о кандидате, не стоит провоцировать конфликт.

Избегайте вопросов о следующих вещах:

  • вероисповедание;
  • политические взгляды;
  • состояние здоровья;
  • планирование детей.

Этот далеко не полный список нежелательных вопросов. Основанием для отказа претенденту может стать только недостаток профессионального опыта и деловых качеств. Если не взять кандидата на работу, например, из-за религии, можно попасть под уголовную статью.

По завершении собеседования ответьте на вопросы соискателя. Даже если кандидат вам не подошел.  Может случиться, что претендент станет одним из ваших клиентов или вы еще раз встретитесь с ним на собеседовании через какое-то время. Любое интервью может обернуться как рекламой HR-бренда, так и заведением нового делового знакомства.