Представим ситуацию. Вы руководитель и передаете дизайнеру очередной пакет доработок от клиента. А в ответ слышите:
— Опять?! Да сколько можно-то?
Есть, конечно, вариант пропустить слова подчиненного мимо ушей. Куда он денется, все равно сделает свою работу, так? А еще можно указать дизайнеру на неуместность проявления эмоций, когда речь идет о его прямых обязанностях. Чтобы больше не отвлекал начальство своими выпадами…
Такой подход довольно распространенный: строгое следование регламентам, запрет на «лишние» эмоции. Плюсы очевидны: можно тратить меньше времени на общение с сотрудниками и просто включать административный ресурс каждый раз, когда подчиненные недовольны. Но минусов больше, и они существенные.
Если начальник управляет только за счет формальных рычагов власти, то реального авторитета у него немного. Коллеги копят негатив, работают из-под палки, становятся менее лояльными и открытыми к новым инициативам. Как итог — растет текучка персонала. Теряется доверие сотрудников — падает их мотивация и эффективность, а вместе с ними снижается выручка компании.
Проявление чувств говорит о здоровой рабочей атмосфере в организации. Когда руководитель управляет за счет реального авторитета и доверия со стороны команды, то:
Чтобы сотрудники были открытыми и лояльными к вам, необходимо:
Все это объединяется понятием «эмоциональный интеллект». Для руководителя этот показатель особенно важен. Уровень эмоционального интеллекта начальника напрямую отражается на продуктивности команды.
Хорошая новость: этот навык поддается тренировке. Расскажем про универсальный прием, который поможет установить доверие с коллегами даже в сложные нервозные моменты.
Запомните правило: если вы подозреваете, что в человеке говорят эмоции, бессмысленно пытаться вести рациональный разговор. Сейчас собеседник не в том состоянии, чтобы услышать ваши доводы. Сначала стоит помочь ему справиться с эмоциями, снизить их интенсивность.
Вернемся к примеру из начала статьи. Дизайнер говорит вам: «Да сколько можно-то?». Легко догадаться, что его замучили доработки. Сейчас ему неважно, почему клиент просит внести новые изменения, поэтому незачем объяснять ситуацию. Лучше покажите, что вы понимаете чувства вашего подчиненного.
Здесь поможет прием «называние эмоции». Суть его заключается в том, чтобы открыто обозначить те чувства, которые, как вы полагаете, испытывает собеседник.
Для своего высказывания используйте следующую формулу: эмоция + факт.
В примере с дизайнером руководителю стоит ответить так:
— Надоело уже править, да?
Чем эффективен этот прием:
Важные нюансы:
Возможно, вы ошибетесь в определении эмоции, которую испытывает собеседник. Это нормально. Важно, что вы заговорили об этом. С большой долей вероятности после ваших слов человек сам расскажет о своих чувствах более подробно.
Вполне возможно, в ответ вас ждет еще больший всплеск эмоций. Сохраняйте терпение. Помните, что такие разговоры способствуют развитию отношений. Одной вашей фразы может быть мало для отработки эмоций. В рамках разговора прием называния можно использовать сколько угодно раз.
Если больше нет сил слушать, обсуждение топчется на месте или ситуация только ухудшается — сделайте паузу и отложите беседу на потом. Например, вы можете сказать так: «Я вижу, что эта тема вызывает много эмоций. Предлагаю обсудить ее в более спокойной обстановке. Что скажешь насчет отложить разговор до завтра?».
И начальник, и подчиненные проводят на работе много времени, и порой конфликтных ситуаций между сотрудниками не избежать. Замалчивать проблемы или задавливать их админресурсом вредно и для отдельных членов команды, и для всей организации в целом. Если открыто говорить об эмоциях, можно улучшить отношения с персоналом и в конечном итоге повысить прибыль компании. Главное вооружиться знанием, запастись терпением и исходить из заботы об общем благе.