Техника позволяет выявить причинно-следственные связи, которые лежат в основе проблемы. Для этого нужно пять раз повторить вопрос «Почему?». Ответ на последний покажет истину.
Метод помогает не найти решения, а предпринять контрмеры для предотвращения повторного возникновения ошибок. Если не выявить причину проблемы, она возникнет снова.
Например, в днище корабля образовалась течь. Значит, нужно найти причину — пробоину. Затем заменить доски, а не просто заткнуть дыру. Иначе судно уйдет на дно. Так же и в бизнесе — нужно понять, почему возникла та или иная ситуация. А потом предпринимать контрмеры, а не закрывать глаза на проблему.
Использование метода 5W позволяет:
находить и устранять неисправности;
предотвращать однотипные ошибки;
выявлять истинные причины проблем;
повышать качество работы в целом.
Метод используется не только в бизнесе, но и в повседневности. Например, если вы выпили обезболивающие, то просто избавились от дискомфорта. То есть приняли быстрое решение. Но боль является следствием патологии, а доктор ищет ее причину и задает те самые «Почему?». Только после получения ответов он сможет назначить лечение. Из-за быстрого решения — приема обезболивающего — проблема усугубляется.
Таким же образом техника применяется и в психологии. Клиенты, которые приходят на консультации, не понимают суть их проблем. С помощью детской игры в «почемучек» они добираются до причины.
Модель 5W придумал Сакити Тоеда — японский изобретатель и основатель Toyota. По его утверждению, последовательно заданные вопросы «Почему?» позволяют выявить корень проблемы.
Первоначально методология применялась для решения рабочих задач компании Toyota. Сегодня она — неотъемлемая часть философии бережливого производства.
Методика «5 почему» — гибкий инструмент, который можно подстраивать под себя и видоизменять. Зачастую при ее применении используется принцип «1 вопрос — 1 ответ». Но есть и вариант с большим количеством результатов. Именно он подходит для многих рабочих процессов. Перечень вопросов таков:
В чем проблема? Дайте четкий ответ с использованием бумаги, доски или какой-нибудь программы. Так будет нагляднее.
Почему возникла проблема? Ответьте на вопрос. Это — первое «Почему?». Запишите ответы, которые пришли к вам в голову — один или несколько.
Почему возникла причина, которая указывается в предыдущем пункте? Каждый ответ сопроводите еще одним вопросом. Результатом этого «Почему?» станет получение ветвистой структуры. Ответов может быть несколько, поэтому схема станет похожа на лестницу.
Почему возникла причина, которая указывается в вопросе 3? Снова спрашиваем. На этом вопросе некоторые цепочки ответов прервутся. Может быть, вы уже нашли истинную причину. Если нет, развивайте дальше те цепочки, на которые есть ответ.
Почему возникла причина, которая указывается в вопросе 4? Некоторые ответы могут совпасть. Это нормально.
Почему возникла причина, которая указывается в вопросе 5? На этом этапе вы узнаете истину.
Техника успешно применяется в разных случаях.
Непредвиденная ситуация — оштрафовали
Вас наказали за превышение скорости. Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям — поиск виновных или коренной причины. Ответ на вопрос к проблеме будет примерно таким — «Опаздывал на работу, вот и превысил скорость». Если задать остальные «Почему?», то выявится первопричина. Например, вы получили штраф за превышение, так как вовремя не заменили батарейки в будильнике. Следующим шагом должна стать контрмера. Например, поставить напоминание о замене батареек.
Бизнес: клиент недоволен
Если в компании возникла такая проблема, задайте первый вопрос и получите ответ(ы). Например, причина недовольства кроется в бедном ассортименте.
Ответами на первое «Почему?» могут быть отсутствие учета пожеланий покупателей и низкая квалификация персонала. Третий вопрос необходимо задать к каждому из вариантов. Пожелания клиентов не учитываются из-за отсутствия системы обратной связи. Сотрудники не успевают обучаться, так как часто увольняются. Руководству компании просто невыгодно их учить.
После четвертого «Почему?» вы придете к двум ответам, которые есть и в других ветках — непрофессионализм управляющего и маленькая зарплата. Это и есть истинные причины проблемы.
Низкая заработная плата наводит на мысль, что у компании просто нет денег, которые являются одним из трех основных дефицитных ресурсов наравне со временем и людьми. Поэтому не сводите проблемы к этим пунктам. В противном случае ситуация станет тупиковой. Однако иногда именно отсутствие денег является истинной причиной проблем. Значит, в первую очередь необходимо решить этот вопрос.
Личная жизнь
Метод поможет работать с вопросами, на которые вы не можете ответить. А также для решения насущных проблем — ссоры с партнером, ухудшения здоровья и т. д.
Иногда применение метода не приносит результатов. Найти первопричину проблем не получится, если:
Даются поверхностные ответы. Правильно формулируйте вопросы. Только так получится найти точные ответы. Обратитесь за помощью к профессионалам. Например, консультацию по ремонту насоса смогут дать инженеры и техники. Также поступайте и с проблемами в личных делах. Советуйтесь, и, возможно, вам удастся найти неочевидные ответы.
Цепочка строится снизу вверх. Иногда кажется, что вы знаете, в чем корень проблемы. И начинаете подстраивать ответы, чтобы подвести их именно к этой причине. Например, к трем ключевым дефицитным ресурсам. Такой подход не помогает выявить истинную проблему и разобраться с ситуацией.
Выделяется одна причина, хотя их несколько. Зачастую методика используется стандартно — «1 вопрос — 1 ответ». В случае с бизнесом это является ошибкой, так как проблемы в компании более сложные. Им требуется глубокий анализ.
Даются нелогичные и недостоверные ответы. Для исключения подобной ошибки воспользуйтесь простым способом. Перечитайте ответы в обратном порядке: от последней причины до вопроса. Для связывания частей используйте слово «поэтому». Ошибка может заключаться и в том, что в ответах абстрактных рассуждений больше, чем фактов.
Чтобы применение техники дало положительные результаты, придерживайтесь следующего плана:
Сформируйте команду. Мозговой штурм продуктивнее, чем самостоятельный поиск причин. Команда посмотрит на ситуацию с разных сторон. В повседневной жизни обратитесь за помощью к близким или экспертам: психологам, коучам, наставникам.
Не ищите крайних. Ключевая причина кроется в системе, а не в людях. Не «Подчиненный виноват!», а «Почему сотрудник ошибся?». При решении личных проблем также не перекладывайте ответственность на других.
Опирайтесь на факты. Используйте только проверенную информацию. При необходимости проводите дополнительные исследования.
Адаптируйте метод под себя. Увеличивайте количество вопросов. Пять — это рекомендуемый вариант.
Пользуйтесь другими техниками. Метод «5 почему» будет более эффективным, если его использовать в комплексе с мозговым штурмом, диаграммой Исикавы, таблицами и т. д. Благодаря всестороннему подходу вы сможете провести глубокий анализ и найти несколько первопричин.
Метод «5 почему» прост в использовании: применить эту технику сможет любой человек. Она отнимает минимум времени и помогает быстро найти причину проблем или конфликтов. Однако результат будет зависеть от способностей того, кто проводит опрос.