Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Культурный код компании: как корпоративные ценности определяют успех бизнеса

#Управление персоналом
#Для сотрудника

Сегодня многие руководители интересуются, зачем нужно развивать корпоративную культуру и какую пользу от этого получает бизнес. 

В статье разберемся, почему понятия о ценностях и идеалах становятся важной частью жизни организации и помогают выгодно выделяться среди конкурентов. Узнаем, как правильно «ввести» заветный код, чтобы создать культуру, о которой будут говорить и ставить в качестве успешного примера.

В поиске смыслов

Если мы вспомним, каким был бизнес 20 лет назад, то не удивимся, что его единственной задачей считалось заработать как можно больше денег. Но сегодня многие предприниматели уже не рассматривают получение прибыли в качестве приоритетной цели. Для таких руководителей бизнес — это еще и средство самовыражения. 

Важно не просто продать товар или услугу, но и найти ответы на глубинные личностные вопросы: кто я, почему мое дело важное, для кого мы создаем продукт. 

Даже предприниматели старой закалки постепенно проникаются таким подходом. А некоторые стараются создавать для сотрудников комфортную среду и вне рабочего распорядка: организовывать мероприятия, возить на экскурсии и даже ходить вместе с подчиненными не в бар, а в театры и музеи. 

Почему же поиск смысла переместился за пределы сугубо коммерческих реалий?

Недооцененный актив

Благодаря интернету и современным технологиям мы находим практически любые знания всего в один клик. Нам ничего не стоит получить информацию о компании. Однако теперь пользователь или соискатель обращает внимание не только на качество и инновации, но и на то, какие эмоции вызывает фирма. Таким образом, многие компании недооценивают культурно-символическое поле, которое образуется вокруг их продукта и бренда в целом. 

Культурный код компании

Рационализм и функциональность — важные, но не определяющие характеристики. Сегодня и потребители, и сотрудники желают, чтобы бренд вызывал эмоциональный отклик. К примеру, представители поколения Z серьезно относятся к поиску смысла не только в жизни, но и в работе. А миллениалы стремятся найти баланс между материальными и духовными ценностями. 

Культурный код компании помогает сплотить людей разных поколений. Благодаря общим корпоративным ценностям руководители, сотрудники, клиенты и партнеры оказываются в едином смысловом поле. 

Что понимают под культурным кодом в бизнесе

Грубо говоря, культурный код для компании — то же, что ДНК для клетки организма. Это невидимая глазу структура, которая содержит информацию о развитии организации и ее взаимодействии с окружающим миром. О культурном коде бизнес знал и раньше. Но лишь с недавнего времени предприниматели осознали его истинную ценность. Этому важному аспекту понадобилось много лет, чтобы вырасти из разряда классической деловой этики в глубокую моральную установку. 

Все, что определяет компанию: ее правила, традиции, ценности и нормы — и есть культурный код. Он выступает в роли внутреннего стержня: ему следуют руководители и сотрудники, он является основой для взаимодействия друг с другом и клиентами, задает направление для развития организации и характеризует ее цели. 

Подобно невидимому, но очень крепкому каркасу, код формирует и поддерживает культуру компании. Выстроить такую «конструкцию» непросто. Создание культурного кода — относительно новый навык. Чтобы его сформировать, предпринимателю потребуется постоянное развитие в бизнес-среде.

Почему стоит внедрить культурный код 

Компания, у которой есть культурный код, становится подобна живому организму. Она легко адаптируется к переменам, стойко переносит трудности и стремится к новым горизонтам. Культурный код определяет взаимодействие внутри коллектива и общение с клиентами и партнерами. Ценности компании привлекают единомышленников и помогают удерживать талантливые кадры. 

В бизнесе работа с персоналом — очень важный аспект. Культурный код помогает наладить контакт с сотрудниками. Когда специалисты разделяют ценности компании и ее подход к работе, посещают одни мероприятия, увлекаются схожими темами — связь в коллективе становится крепче. Сотрудники могут делиться интересными наблюдениями, искать источники вдохновения, обсуждать новости и генерировать идеи. 

Почему стоит внедрить культурный код

Например, если в вашем коллективе люди любят читать, первым шагом к формированию культурного кода может стать организация дискуссионного книжного клуба. Пусть это будут собрания раз в две недели или месяц. Так каждый из сотрудников сможет рассказать о прочитанной книге. 

От идеи до реализации

Создать культурный код непросто. Это важный процесс, в котором должны принимать участие все слои компании. Для начала нужно изучить, какие ценности, нормы и традиции уже сложились в коллективе. После можно вовлекать в процесс все больше сотрудников. Так вы будете поддерживать и развивать культурный код.

Если начальник просто сформулирует свое видение или идею, он вряд ли сможет реализовать код единолично. Здесь недостаточно просто принять новую культуру и распорядиться, чтобы ей следовали. Эффективнее будет привлечь HR-специалистов. Они помогут донести новые установки до всего коллектива и погрузить сотрудников в идейный контекст бизнеса. 

К примеру, прежде чем внедрять культурный код, HR-специалистам стоит выполнить следующие задачи: 

  • Рассказать команде о новой идее и предложить принять участие в ее реализации.
  • Придумать, как эффективно выстроить HR-брендинг на рынке.
  • Организовать корпоративные мероприятия.
  • Помочь сотрудникам стать более инициативными.

Когда HR-специалисты придумывают креативные решения и побуждают людей участвовать в реализации в новых идей, у коллектива становится больше точек взаимодействия. Это делает команду сплоченной. Такая положительная атмосфера поможет вовлечь и удержать сотрудников. А в глазах соискателей компания станет привлекательным местом работы. 

Очень важно, чтобы люди осознавали ценность и значимость своего труда. Работа должна стать живым опытом, а не набором механических действий. Когда человек знает, для чего он трудится и к какому результату стремится, его продуктивность растет. 

Чтобы определить четкие критерии рабочих процессов и понять, кто добросовестно выполняет обязанности и заслуживают поощрений, можно использовать специализированные программы. Например, многофункциональную систему «ИНСАЙДЕР». Она отслеживает уровень продуктивности каждого подчиненного и выявляет специалистов с признаками выгорания. С системой сотрудники будут четко понимать свои цели и векторы развития и точно знать, что руководитель оценит их усилия по достоинству. 

Внедрение культурного кода компании

Компании, которые выстроили уникальный культурный код

Рассмотрим реальные организации, которые подошли к созданию культурного кода со всей ответственностью. Они не только выстроили мощное смысловое поле вокруг своего продукта и завоевали доверие на рынке, но и стали примерами для подражания.

«Яндекс». Одна из компаний, которая смогла реализовать сильный культурный код. В основе корпоративных ценностей «Яндекс» — равенство и профессионализм. Коллектив негативно относится к дискриминации любого рода. Руководители всегда готовы выслушать сотрудников и обсудить все вопросы честно и открыто. 

«ВКонтакте». Еще один пример успешной реализации культурного когда. В коллективе VK царит дружелюбная и творческая рабочая атмосфера. Компания придерживается принципов прозрачности и поощряет креативность и свободу самовыражения. Неудивительно, что сотрудники активно делятся уникальными идеями и воплощают смелые задумки. Такая обстановка помогает компании развиваться, внедрять новые сервисы и радовать клиентов качественным продуктом. 

Обе компании на собственном примере доказывают, как важно создавать культурный код и насколько он помогает в развитии бренда. Опыт «Яндекс» и «ВКонтакте» — это идеал, к которому стоит стремиться тем, кто хочет выстроить по-настоящему успешный бизнес. 

Заключение

Культурный код — это не дань моде, а крепкая основа для создания бизнеса в современных реалиях. Мощный каркас, который определяет саму суть компании: не только ее трудовые аспекты, но и морально-этические ценности. 

Это сила, которая объединяет единомышленников и создает комфортную рабочую среду. В ней есть место для вдохновения и творчества. Культурная среда побуждает сотрудников раскрывать потенциал и делиться своими мыслями и идеями. 

Это смысловое поле, которое создает имя на рынке и привлекает новые кадры. Все, кто попадает в него, гордятся своим положением и рассказывают окружающим о лучшем месте работы.