Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Кто такой L&D-менеджер, и почему он важен не меньше, чем HRD

#HR, рекрутинг
#Управление персоналом
Согласно статистике Forbes, сотрудники приносят на 218% больше выручки, если в их компании организовано непрерывное корпоративное обучение. В нашей статье мы объясним, почему стоит нанять отдельного специалиста для развития персонала, а не взваливать эту задачу на HR-ов.

Зачем совершенствовать навыки подчиненных 

Обучение коллектива — одно из важных слагаемых успешного бизнеса. Исследования института Gallup показали, что продуктивность компании увеличивается на 17%, если сотрудники проходят дополнительные профессиональные курсы на работе.

Современные технологии развиваются стремительно, а вместе с ними — и запросы клиентов. Компании порой не успевают освоить одно решение, а на рынке уже появляется более продвинутое.

Поэтому очень важно систематически обновлять знания специалистов. Постоянное совершенствование компетенций коллектива поможет бизнесу быстро ориентироваться в новых реалиях и быть на шаг впереди конкурентов. 

Эффективное корпоративное обучение — это не просто проведение очередного семинара. В хороших компаниях создают целую культуру непрерывного совершенствования знаний и навыков коллектива. Чтобы организовать гибкую систему обучения со стратегическим планированием и проведением тематических мероприятий нужен отдельный специалист. Таким профессионалом и является L&D-менеджер.

Зачем нужно корпоративное обучение

Что такое L&D

Понятие Learning and Development (L&D) появилось сравнительно недавно. В 1990–2000-х годах данным термином описывали процессы обучения и развития коллектива. В области HR и кадрового менеджмента L&D представляет собой отдельное направление.

Обязанности L&D-специалиста

  • Создает долгосрочные обучающие программы

L&D-менеджер разрабатывает комплексный план развития, в котором учитывает каждого сотрудника и его карьерный этап. Таким образом, появляется цельная стратегия с непрерывным апгрейдом навыков. Как результат — сотрудники прокачивают профессиональные скиллы, а эффективность бизнеса повышается.

  • Продумывает тематические обучающие модули и программы

Специалист в области развития команды подготавливает отдельные курсы по актуальным для компании направлениям. К примеру, если организация установила новую CRM, L&D-менеджер должен рассказать об этой системе и обучить весь коллектив правилам ее использования.

  • Планирует и проводит мероприятия по развитию команды

Ответственный за L&D подготавливает и организует все программы для повышения профессиональных навыков. Это могут быть коллективные или индивидуальные тренинги, онлайн-курсы или семинары.

  • Оценивает результаты

L&D-специалист изучает образовательные итоги и анализирует обратную связь от сотрудников. Полученные данные он использует для совершенствования курсов и повышения качества преподаваемой информации.

Для чего нужен L&D-менеджер

  • Дает советы по развитию карьеры

L&D-менеджер помогает работникам планировать шаги для профессионального роста. Он находит индивидуальные образовательные курсы для совершенствования soft и hard skills сотрудника. Такая работа дает вектор развития коллегам и позволяет компании удерживать талантливых подчиненных.

  • Повышает вовлеченность коллектива

L&D продумывает бонусную систему или внедряет геймификацию. Эти методы не только поощряют сотрудников за успешное прохождение курсов, но и формируют заинтересованность и мотивируют коллектив чаще участвовать в обучающих программах.

  • Отслеживает актуальные направления в L&D-сфере

Менеджер по развитию мониторит современные разработки в сфере корпоративного обучения. Постоянное обновление знаний помогает быстро адаптировать L&D-систему к меняющимся рыночным запросам и пожеланиям сотрудников.  

Чем L&D отличается от HRD

Главная разница в том, что HR-директор администрирует весь коллектив и отвечает за соблюдение кадровой политики, а L&D-менеджер занимается развитием навыков подчиненных. 

HRD и L&D чаще всего путают из-за того, что специалисты обеих позиций ответственны за управление персоналом. Некоторые их роли действительно могут пересекаться. И все же важно понимать, чем принципиально отличаются обязанности и зоны ответственности этих двух должностей.

5 ошибочных представлений о функциях HRD

Подготовка программ по обучению коллектива

Некоторые руководители уверены, что разработка корпоративных курсов — прямая обязанность HRD. Однако данную задачу должен выполнять L&D-менеджер.

Образовательная компания LinkedIn Learning установила, что 90% талантливых сотрудников увольняются реже, если в их компании есть L&D-специалист, который занимается развитием коллектива.

Оценка эффективности обучающих программ

Еще одно заблуждение заключается в том, что HRD обязан отслеживать продуктивность образовательных курсов. Однако подведение итогов и внедрение особых методов оценки — задачи L&D-специалиста. Если же эти функции взвалить на HR, то из-за множества других обязанностей он просто не сможет провести аналитику достаточно качественно, и дальнейшее обучение окажется малоэффективным.

L&D-специалист и HRD: отличия

Согласно статистике Harvard Business Review, из 1500 опрошенных руководителей 75% респондентов не устраивает результаты образовательных мероприятий, которые проводил HR-отдел.

Карьерный рост сотрудников

Нередко руководители назначают HR-отдел ответственным за профессиональное развитие подчиненных. Но разрабатывать стратегии для конкретных сотрудников должен именно L&D-менеджер. Отслеживание успехов — также его компетенция.

Наставничество и коучинг

Существует убеждение, что менторством должен заниматься HR. Однако в этом вопросе L&D подготовлен намного лучше. Он знает, как создавать специальные программы и целые структуры для реализации подобных задач.

Популярная бизнес-платформа Finances Online пишет, что у 40% компаний из списка Fortune 500 есть отделы системного управления обучением.

Развитие лидерских качеств

Руководители считают, что данная задача также входит в круг обязанностей HR-отдела. Но в вопросах формирования лидерства лучше положиться на L&D-специалиста.

Компания SurveyMonkey выяснила, что примерно у половины подчиненных совершенствовались организаторские способности, после того, как в компании запускали специальные L&D-программы.

Обязанности L&D-специалиста

Если корпоративное обучение взвалить на HR, то результаты вряд ли порадуют. Специалист по управлению персоналом и без того загружен текущими обязанностями. Поэтому на организацию мероприятий по развитию подчиненных он не сможет уделить достаточно времени. От этого пострадает качество программы, а впоследствии и эффективность всего коллектива. 

Приоритетные направления L&D в 2024 году

Увеличение спроса на soft skills

Уже сегодня программы обучения персонала во многом ориентированы на развитие личностных качеств. Консалтинговая компания Deloitte прогнозирует повышение спроса на позиции, где важны именно soft skills. 

Эксперты уверены, что к 2025 году общее число умений, которые работодатели будут указывать в вакансии, увеличится на треть. Это означает, что soft skills действительно станут востребованы. К тому же, данные навыки являются показателем того, что соискатель способен быстро обучаться новому. 

Забота об эмоциональном состоянии подчиненных

Работодатели стали чаще задумываться о психическом благополучии сотрудников. Такие вопросы, как наблюдение за климатом в команде, профилактика эмоциональных расстройств и предупреждение выгорания все больше интересуют руководителей. 

Развитие лидерских качеств

Стоять во главе команды — дело непростое. Поэтому некоторые менеджеры зачастую не справляются с большим потоком задач.

L&D-специалист поможет освоить нюансы управления и понять, как сделать труд подчиненных более эффективным и не нарушить при этом командного равновесия.

Работа на дистанте или гибридная модель

Удаленный формат стал популярен из-за пандемии. Даже по окончании карантина многие компании сохранили такой рабочий уклад или предложили сотрудникам перейти на гибридный график. Скорее всего, тенденция не изменится.

Учитывая данный тренд, современные стратегии развития должны быть адаптированы в том числе и под дистанционный формат обучения.

Акцент на создании корпоративной культуры

Сотрудникам и в офисе, и на удаленке должно быть одинаково комфортно взаимодействовать с коллективом. Именно атмосфера командной работы и главенство человеческих ценностей формируют корпоративную культуру. 

Все эти особенности необходимо закладывать в стратегии развития компании. Только так L&D-специалист сможет создать по-настоящему уютный климат в команде. 

L&D-менеджер

Перед компаниями всегда стояли задачи корпоративного обучения и развития. Однако сегодня актуальность этих функций неуклонно растет. Именно L&D-специалисты помогут эффективно реализовать современные идеи для вашего бизнеса. 

Осталось лишь найти хорошего менеджера. Предлагаем вам чек-лист, который поможет отыскать настоящего профессионала в сфере развития и обучения.

Чек-лист по выбору L&D-специалиста

  • Обозначьте главные задачи, над которыми должен будет работать будущий менеджер.

  • Пропишите четкие требования: образование, опыт и реальные навыки для решения ключевых вопросов.

  • Спросите, какие сертификаты есть у соискателя и обладает ли он дополнительными полезными для позиции компетенциями.

  • Узнайте, умеет ли кандидат использовать популярные на рынке методики L&D.

  • Выясните, следит ли претендент за современными трендами и сможет ли реализовать инновационные разработки в вашей компании.

  • Оцените коммуникативные навыки и организаторские способности потенциального L&D-специалиста.

  • Попросите соискателя привести пример плана обучения сотрудников.

  • Протестируйте кандидата в командной работе.

  • Определите, насколько специалист готов взаимодействовать с менеджерами.

  • Добавьте в собеседование ролевые ситуации.

Заключение

Должность L&D-специалиста становится все более востребованной. Менеджер по развитию персонала необходим компаниям, которые заботятся о подчиненных и стремятся увеличить производительность труда. Настоящий профессионал в сфере корпоративного обучения создаст комплексную образовательную стратегию и поможет организации занять высокие позиции на рынке.