На протяжении многих лет Открытый университет в Великобритании занимается изучением мировых тенденций в сфере корпоративного обучения — современных подходов, которые уже применяются на практике.
В статье мы расскажем о том, как сфера корпоративного обучения изменится в будущем. За основу возьмем отчет The Innovating Pedagogy, в подготовке которого участвовали сотрудники Центра инновации в образовании и технологиях при Кейптаунском университете.
Без использования ИИ современное обучение представить сложно. Эксперты The Innovating Pedagogy определяют три роли искусственного интеллекта в корпоративной сфере:
Для создания такого «ассистента» можно использовать новые сервисы типа AgentGPT.
Тем не менее, аналитики рекомендуют не поддаваться хайпу: подбор ИИ-инструментов под задачи должен быть продуманным. Так же необходимо оценивать их влияние на отношения между тренерами и учащимися. Все задействованные в процессе должны знать об использовании новых технологий. Некоторым людям такой подход может не понравиться, поэтому нужно помочь слушателям избавиться от страха перед инновациями.
Совмещение разных форматов учебного контента — видео, текстов, подкастов, иллюстраций, интерактивных элементов — не является новым феноменом. Но многие оценили его только сейчас. По мнению авторов отчета, это связано с развитием технологий и глобальными изменениями в социуме.
Также эксперты считают, что сотрудникам профильных департаментов и отделов обучения следует работать с мультимодальностью. Для этого нужно разбираться с возможностями и ограничениями форматов, уметь комбинировать их и грамотно выбирать в соответствии с целями.
По словам эксперта по развитию сотрудников Надия Хан из консалтинговой компании Mind Tools, сегодня только 23% L&D‑программ можно назвать мультимодальными. То есть, в них не просто перемешиваются форматы: синергетический эффект возникает между каналами восприятия.
Советы авторов отчета:
Сегодня руководство международных компаний понимает, что подчиненные перестали быть единообразной массой. Они являются представителями разных народов, некоторые имеют особенности здоровья и развития. И это должно отражаться в учебных материалах и программах. Например, следует употреблять формулировку «человек с инвалидностью», а не «инвалид».
Благодаря следующим правилам недоразумения сведутся к минимуму, а сотрудники почувствуют себя частью коллектива:
Метавселенные отличаются от генеративного ИИ тем, что являются трендом будущего, а не настоящего. Сегодня развиты еще не все технологии, которые позволяют массово использовать постоянно действующее виртуальное пространство.
Однако по мнению аналитиков, это перспективное направление. Метавселенные «выстрелят» так же стремительно, как это уже сделал искусственный интеллект. В корпоративном секторе активно обсуждается их применение. Например, VR уже используют крупные компании. Чтобы подготовиться к работе с ними:
Процесс развивает у сотрудников важные для бизнеса навыки — креативность, любознательность, критическое мышление, умение разбираться с проблемами и работать в команде. В современных условиях компании нуждаются не просто в исполнителях, а в сотрудниках, которые принимают решения и действуют самостоятельно.
Благодаря обучению предпринимательскому мышлению в команде выявляются лидеры. Поэтому развивать такие навыки стоит у всех сотрудников. Именно так удастся выявить людей с сильными задатками.
Аналитики называют много способов, которые способны в этом помочь: от дизайн-мышления и менторинга до симуляции с отработкой навыков на вызовах, которые близки к реальным.
После проведения однодневного курса по инициативности не стоит ожидать, что сотрудники возьмут это в работу. Для них нужно сформировать соответствующую среду. Людей следует поощрять, чтобы им хотелось быть креативными.
Для создания условий эксперты советуют развивать культуру обучения в компании. А также разрабатывать аудит навыков, который необходим для корректировки планов занятий, и поощрять обучение вне работы.
Процесс подразумевает включение слушателей в поиск решения сложной задачи. Обучение на вызовах, или Challenge Based Learning, состоит из трех шагов: вовлечения через вопросы, расследования и действия.
Такая модель используется в некоторых школах для развития у детей любознательности, креативности и умения работать в коллективе.
Также ее начали применять и в корпорациях: тренд стал популярным благодаря конструктивистскому подходу и обучению через опыт. Суть заключается в том, что ученики сами овладевают знаниями, а не просто слушают корпоративных тренеров.
Внедрить обучение через вызов на рабочем месте сложно: для решения задачи требуется время, силы и концентрация внимания. Для прохождения программы необходима соответствующая поддержка. Однако не каждый работодатель захочет ее оказать.
Тем не менее, в России есть примеры программ обучения, которые построены на этом принципе.
Если вы хотите внедрить их в компании, для начала проанализируйте желаемые бизнес-результаты. Затем оцените, смогут ли подчиненные пройти обучение через вызов: окажете ли вы им необходимую поддержку и помощь и создадите подходящую структуру. А также задумайтесь о практичности такой программы.
Вопрос обучения сотрудников актуален для любой компании. Именно поэтому руководители должны быть в курсе современных тенденций, которые позволят организациям оставаться конкурентоспособными и откроют подчиненным возможность для развития.