Ваша задача как руководителя — оставаться беспристрастным. Высока вероятность, что информация, которую узнают сотрудники, вызовет бурную реакцию. Важно держать ситуацию под контролем, а не усугублять ее.
Не нужно подавлять собственные чувства, как и транслировать их окружающим. Достаточно фразы: «Я понимаю, что сообщаю вам неприятные новости». Если вас захлестывают эмоции, выплесните их на бумагу либо поделитесь переживаниями с близким человеком, который находится вне ситуации.
Сначала позаботьтесь о себе и своем душевном равновесии. Это поможет сосредоточиться и поддержать команду в сложный момент.
Если есть возможность, поговорите со своим прямым руководителем, чтобы уточнить следующие моменты:
Анализ контекста поможет получить информацию для выстраивания конструктивного диалога с командой.
В сложных ситуациях полезно апеллировать к фактам, однако ограничиваться только ими не стоит. Если вы будете опираться исключительно на сухие данные, сотрудники могут расценить это как пренебрежение их эмоциями.
В то же время не нужно разделять негодование коллектива. У менеджера и подчиненных разный статус, а это предполагает, что одинакового взгляда на ситуацию быть не может. Вы вправе признать свое недовольство решением сверху. Также можно предложить каждому сотруднику выразить мнение о ситуации. Это позволит людям принять сложившиеся обстоятельства без ненужного драматизма.
Поделитесь с сотрудниками информацией, которую вы узнали от прямого руководителя. Важно, чтобы команда понимала логику топ-менеджмента. При этом сфокусируйте внимание коллектива на том, что даже из сложной ситуации можно найти приемлемый выход.
Не защищайте вышестоящее руководство и не оправдывайтесь перед командой: это поставит вас в позицию жертвы.
Примените технику ролевого моделирования, чтобы команда могла встать на место руководства. Попросите сотрудников высказать предположения о том, что подтолкнуло менеджмент к конкретному решению, какие альтернативы рассматривались и т.д. Такой прием позволит убедить команду в позитивных намерениях руководителей.
Многие люди с трудом переживают разочарование. Ваша задача — показать команде, что она может справиться со сложной ситуацией и не поддаться панике.
Через несколько дней проведите еще одно собрание, чтобы выяснить, как коллектив адаптируется к переменам. Люди по-разному реагируют на негативные события: одни проявляют инфантильность, другие ведут себя токсично. В таких случаях вы можете выразить сочувствие, но при этом четко обозначить недопустимость определенных высказываний или действий.
Приходить к команде с плохими новостями всегда неприятно. Если вы не согласны с решением топ-менеджмента, ситуация становится еще тяжелее. Однако такие моменты позволяет руководителю особенно ярко проявлять лидерские качества и укреплять свой авторитет. Помогите сотрудникам принять и пережить сложную ситуацию — они будут вам благодарны.
Каким бы неприятным ни было решение руководства, задача менеджера — сохранять спокойствие. Важно, чтобы сотрудники знали: в вашем лице они могут найти поддержку.
Есть вероятность, что с последствиями решения сверху придется долго работать: наблюдать за поведением персонала, настроениями в коллективе и т.д. Эта задача требует от менеджера много времени и сил.
Облегчить свою работу можно с помощью системы мониторинга и контроля действий сотрудников ИНСАЙДЕР. В этой программе реализовано множество функций, которые позволяют отслеживать активность персонала.
Например, ИНСАЙДЕР фиксирует историю поисковых запросов в Яндексе и Google. Если после собрания сотрудник регулярно заходит на сайты с вакансиями, менеджер сможет оперативно отреагировать на такое поведение.
Еще одна важная функция — перехват нажатий клавиш. Встроенный кейлоггер контролирует действия с конфиденциальными данными и предотвращает утечки информации, которые могут произойти, если раздосадованный сотрудник захочет навредить компании.
Кроме того, система ИНСАЙДЕР анализирует продуктивность персонала. Программа отмечает простои и периоды активности. Отчеты по департаментам, должностям и конкретным сотрудникам наглядно демонстрируют соотношение между полезными и непродуктивными действиями. Если менеджер понимает, что после собрания тот или иной его подчиненный стал хуже работать, у него будут объективные аргументы для беседы.