Каждый руководитель мечтает видеть мотивированных сотрудников, которые выполняют задачи с горящими глазами. Они умоляют дать новые поручения, просят остаться до ночи и трудятся без выходных на доброе имя компании, забывая обо всем на свете… В реальности же руководитель может столкнуться со специалистами, которые спят на работе, грезят об увольнении и испытали выгорание примерно тысячу раз за последний год.
Все дело в отсутствии вовлеченности, а как ее обрести, мы сейчас расскажем.
Давайте рассмотрим пример. В каждой компании найдется такой сотрудник: у него накопились переработки на целый год вперед, он готов терпеть любые неудобства, трудиться бесплатно и не сказать ни слова против. Кто-то подумает, что это идеальный, вовлеченный сотрудник, но нет, это не всегда так. Такое отношение к работе, полная самоотдача и переработки — далеко не главные признаки мотивированности.
На самом деле, вовлеченность подразумевает под собой наличие привязанности к компании — физической и эмоциональной, а также разделение ключевых ценностей. Это чувство мотивирует сотрудников трудиться на лучший результат. Специалист, относящийся к работе с трепетом, не увидит ничего страшного в небольшой задержке зарплаты или переработке, но только если такие ситуации — редкость.
В подобном случае есть два важных момента:
Нужно стараться сводить дискомфортные ситуации к минимуму. Если человек постоянно чувствует себя плохо на работе, вовлеченность падает. Сотрудник начинает вспоминать компанию недобрым словом.
Расположенность персонала к компании обеспечивает вовлеченность. Если сотрудники с уважением относятся к работе, они трудятся на результат, и проблем не возникает, ведь не нужно просить о переработках, нет трудностей с оплатой и так далее.
Преимущества, которые вы получаете от вовлеченных сотрудников, по-настоящему велики.
К преимуществам вовлеченных сотрудников относится:
Высокая производительность. Мотивированные сотрудники работают на результат. Лояльный к компании персонал трудится намного продуктивнее, чем эксперты, которые не испытывают теплых чувств.
Генерация идей. Вовлеченный персонал постоянно устраивает мозговой штурм, благодаря этому компания выходит на новый уровень. Процессы становятся творческими и более оптимизированными.
Рост коллектива. Текучка кадров часто обуславливается низкой вовлеченностью. Любящие компанию сотрудники держатся за место, развиваются и стремятся улучшить показатели работы.
Имидж бренда. Никто из работников не станет писать нехорошие вещи про компанию в интернете. Если такие вещи напишут недоброжелатели, вовлеченные сотрудники ответят по справедливости.
Кроме бонусов, перечисленных сверху, сопричастность сводит на нет выгорание. Высокая мотивация также помогает увеличить прибыль, сократить издержки и обеспечить продуктивность. Низкая же — переворачивает все плюсы в минусы. Персонал выгорает, работает почти механически, прибыли нет, а расходы растут.
Часто путают три термина:
Удовлетворенность персонала. Тот случай, когда сотрудника устраивает коллектив, зарплата и условия труда, но если конкуренты предложат более интересную вакансию, он выберет ее.
Лояльность персонала. У работника выраженное позитивное отношение к компании, ему приятен коллектив и устраивают базовые аспекты. Он не собирается увольняться, если нет веских причин.
Вовлеченность персонала. То, к чему мы все стремимся. Сотрудник испытывает теплые чувства к работе. Можно сказать, у них почти симбиоз. Персонал отдает лучшее, в обмен на лучшее от компании.
В голову приходит сравнение с пирамидой Маслоу. Фундамент, база — это удовлетворенность, без нее никак, затем следует лояльность, а вершина — вовлеченность, и, как правило, ее достигает не каждый.
Вывод напрашивается сам: вовлеченность зависит от удовлетворенности и лояльности, об этих аспектах нужно позаботиться уже сейчас.
Как понять, вовлечен ли сотрудник?
Проверить просто:
Если ответы на вопросы выше «да», значит, все в порядке.
Поделимся с вами признаками невовлеченного сотрудника:
Признаемся, не все вышеперечисленные моменты сильно заметны. В каждой компании есть сотрудники, которые работают нормально, ничем не выделяясь. Это может обуславливаться особенностями характера или другими факторами. Возникает вопрос: как оценить среднюю вовлеченность персонала на уровне компании?
Существует три популярных способа оценки вовлеченности сотрудников. Первый строится на основании опытного взгляда руководителя. Управленец видит, кто вовлечен, а кто нет. В небольших коллективах способ может показать себя хорошо, но субъективность никогда не доводила до добра.
А вот на двух оставшихся методах оценки сфокусируемся внимательнее.
Если нужно узнать что-нибудь у человека, спросите прямо. Анкетами и опросниками вовлеченности часто пользуются опытные HR, следящие за тенденциями в своей профессии.
Основные правила:
Решите, какие вопросы будут в анкете. Пример опросника приведем ниже.
Расскажите коллективу про цели исследования.
Обеспечьте анонимность анкетирования.
Проведите опрос.
Соберите и проанализируйте информацию.
Пример опроса:
У анкет есть один минус — они работают только, если сотрудники искренне отвечают на вопросы, а это не всегда так. Существует опасение, что опросник не анонимен, особенно если его нужно проходить с помощью гаджетов. Это интересный инструмент, но лучше совмещать его с другими для получения более подробной информации.
Второй метод основывается на сборе информации. Если вы сомневаетесь в классических методах проверки, есть опция прибегнуть к новаторским приложениям и программам. Для сбора независимых данных, компания может использовать ПО, на работу которого сотрудники не могут повлиять. Такое приложение, например, ИНСАЙДЕР.
ИНСАЙДЕР собирает следующие данные:
ПО работает автономно и не требует сторонней помощи. Оно собирает необходимую информацию о сотрудниках. После сбора объективных данных вы сможете наметить дальнейшие шаги для повышения вовлеченности работников.
На этом этапе все индивидуально, нужно решить проблемы, которые мешают людям стать вовлеченными в работу. Основная задача — достичь удовлетворенности персонала, затем его лояльности, и только потом уже подумать про вовлеченность. Нужно переместить фокус на материальные аспекты: оплата, премии и так далее.
Если же удовлетворенность и лояльность уже достигнуты, для повышения вовлеченности можно использовать следующие инструменты:
Обратная связь. Ни для кого не секрет, что каждый сотрудник может обращаться к руководителю, если возникают вопросы. Начальник должен помочь решить задачу или подсказать, как это сделать. От уровня вовлеченности руководителя зависит вовлеченность персонала в том числе.
Регулярный контакт. Бонусы, премии, совместные вылазки и корпоративы — позаботьтесь о том, чтобы работники чувствовали себя нужными и важными.
Признанные достижения. Почаще хвалите сотрудников за хорошую работу. Деньги необходимы всем и всегда, премии — это отлично и обязательно, но не забывайте благодарить коллектив за высокие результаты.
Профессиональное развитие. Очень важно повышать компетенции сотрудников с помощью тренингов и обучения. Поощряйте рвение знать больше, и стимулируйте их изучать свою сферу лучше.
Непредвзятое мнение. Каждый из сотрудников хочет по справедливости получать обратную связь. В коллективе, где есть любимчики и изгои, никогда не будет вовлеченности. Оставайтесь непредвзятым и честным, просматривая отчеты ПО сотрудников и делая правильные выводы об их работы. С этим может помочь ИНСАЙДЕР.
Также важно больше времени уделять адаптации новичков в компании и наставничеству. Они почувствуют заботу о себе, проявят лояльность и станут вовлеченными сотрудниками, преданными своей работе.