Социальные сети, чаты, игры способны несколько часов подряд удерживать наше внимание перед мобильным экраном, развивая смартфонозависимость — настоящую эпидемию XXI века.
В 2016 году компания CareerBuilder провела большое исследование на тему смартфонозависимости на работе. Опросили 5000 респондентов, 66% из них сказали, что используют смартфон на работе в личных целях несколько раз в день. 82% заявили, что мобильный телефон постоянно находится в поле зрения. Только 10% признались, что смартфон снижает концентрацию внимания при выполнении рабочих задач. Это говорит о том, что не все сотрудники осознают такое вредное влияние.
По итогам исследований 2017 года было отмечено, что даже физическое присутствие мобильного телефона на столе негативно влияет на работоспособность, не говоря уже об использовании гаджета.
Как вы думаете, в какую сторону изменилась ситуация к настоящему времени? Правильно, стала только хуже.
Сделать так, чтобы мобильный телефон стал помощником сотруднику на работе, а не отвлекающим фактором — важная задача руководителя. Это необходимо для поддержания продуктивности персонала.
Предлагаем семь рекомендаций, которые помогут победить смартфонозависимость и мотивировать сотрудников использовать телефон только в рабочих целях.
Полный запрет возможен только на режимном предприятии повышенной секретности или в том случае, если стиль вашего управления — жесткая диктатура. Большинству компаний не подойдет такой метод. Хорошим вариантом станет оборудование специального места для хранения телефонов сотрудников. Пользоваться смартфонами в личных целях можно будет только в определенное время. Этот способ не поможет полностью решить проблему, ведь некоторым сотрудникам смартфон нужен для общения по рабочим вопросам.
Еще одна радикальная мера. В России можно использовать такие устройства после обязательной регистрации в Госкомиссии по радиочастотам. Создаются помехи для мобильного интернета, и человек не может обмениваться данными по сотовой сети.
Главный недостаток — риск полной блокировки связи, что может отрицательно повлиять на бизнес-процессы компании. Глушилки целесообразно применять в отдельных кабинетах для переговоров, на режимных объектах. В больницах смартфоны могут мешать работе медицинского оборудования и отвлекать персонал.
Глушилки не помогут обезопасить предприятие, если телефон используется как видеокамера, флешка, диктофон. Нарушитель может зафиксировать информацию и передать ее, когда выйдет за пределы территории подавления сигнала.
Еще один радикальный способ контролировать смартфоны сотрудников — постановка строгих KPI и контроль за их исполнением. Цель — загрузить человека работой так, чтобы у него не оставалось времени на смартфон.
Этот способ может быть эффективен, если руководитель точно знает, сколько времени у сотрудника уходит на выполнение конкретных задач. Сама работа при этом должна быть несложной и состоять из повторяющихся операций. Если руководитель не знает рабочих нюансов определенной профессии, или если сотрудник выполняет творческие задачи, то метод не будет действенным.
Специальную программу можно установить на телефон. Для обеспечения безопасности можно организовать работу персонала в специальных приложениях, из которых невозможно извлечь информацию.
Такой подход актуален в тех компаниях, где разрешено использовать личную технику для работы. В других случаях коллектив может не согласиться с тем, что персональные гаджеты будет контролировать наниматель.
В России этот метод практически не распространен, потому что программы для разных устройств и операционных систем отличаются. Иногда для коллектива закупаются корпоративные смартфоны, но в этом случае придется контролировать, чтобы люди не приносили на работу личные телефоны.
В уставе можно записать, что компания не одобряет использование личных телефонов во время работы. На этом стоит акцентировать внимание при найме, упомянуть на корпоративном сайте, проговорить на тренинге, предупредить начальников структурных подразделений.
Важно всеми доступными способами дать понять, что в компании не принято пользоваться личными смартфонами на работе. Если сотрудник разделяет корпоративные ценности, то для него это станет обязательным правилом.
Этот способ не совсем демократичный, поэтому подойдет для компаний с административным типом управления.
Профессионал объяснит людям, что отказ от использования телефонов в рабочее время будет полезен. Сотрудники станут более организованными, повысится эффективность труда. Психолог разработает методику, которая поможет людям избавиться от смартфонозависимости.
Подобный метод подойдет тем сотрудникам, которые осознают проблему и хотят с ней справиться. В компаниях с экономическим и социально-психологическим стилями управления этот способ оправдывает себя, при этом руководителю не надо проявлять чрезмерную жесткость.
Всем стоит помнить, что сильное увлечение смартфоном не только снижает работоспособность, но и отрицательно влияет на сон, общее состояние здоровья. Производители телефонов уже внедряют в свои устройства специальные программы, которые отслеживают активность пользователя и напоминают, что пора отдохнуть от гаджета.
Самый эффективный способ борьбы со смартфонозависимостью — использование технических средств.
Одно из них — система мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР. Система собирает информацию по работе каждого сотрудника, эти данные используются для построения детального графика динамики эффективности.
ПО устанавливается на рабочие ПК и наблюдает за тем, что делают работники, отмечая периоды снижения активности. Именно в это время, скорее всего, происходит переключение внимания на мобильный телефон.
«Детали дня» — подробный отчет системы Kickidler о том, что делал сотрудник: бездействовал, эффективно работал или просто поддерживал видимость деятельности.
Отчет «Рейтинг сотрудников» покажет, кто самый ленивый в коллективе. Формирование рейтинга по бездействию и неэффективной деятельности выявит главных прокрастинаторов.
Отчет также покажет самых активных работников, наиболее вовлеченных в трудовой процесс. По итогам месяца таких сотрудников можно поощрить.
Наказывать лентяев или награждать активистов — выбор за руководителем. Рекомендуем в игровой форме провести разбор ситуации, придумав шуточные порицания и похвалы самым выдающимся сотрудникам. Это поможет повлиять на продуктивность работы, не вызывая негативных эмоций.