Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Подтвердите, что вы не робот

Инструменты мотивации для ИТ-специалистов

#Управление персоналом

Как повысить моральный дух и мотивацию IT-сотрудников? Какие факторы влияют на их желание работать? Для мотивации нужны не только деньги. Люди хотят чувствовать, что их ценят, что они часть команды и что они важны для компании.

В этой статье рассказываем о том, как сделать так, чтобы у ваших сотрудников горели глаза.

Что такое мотивация персонала

Мотивация делится на материальную и нематериальную, а также внутреннюю и внешнюю.

Материальная и нематериальная мотивация

Под материальной мотивацией подразумевается денежное вознаграждение. Например, оклад или бонусы, различные премии. Случается и так, что в некоторые IT-стартапы дают программистам опцион — процент от прибыли. Деньги – не единственная и даже не всегда главная причина лояльности команды. Если вы предлагаете среднюю по рынку зарплату, то сильным преимуществом компании может стать нематериальная мотивация.

К нематериальной мотивации относятся поощрения сотрудников за качественную работу, которая никаким образом не влияет на их заработную плату и прочие выплаты. Например, отпуск в теплых странах, бесплатные обеды, участие в профильных и международных конференциях, корпоративные мероприятия, возможность работать с квалифицированным и известным в конкретной области руководителем и так далее.

Самым желанным «подарком» для айтишников стало обучение. Согласно исследованию digital-сферы могли бы задержаться в компании, если бы она инвестировала в их карьерный рост.

Внешняя мотивация сотрудников

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренние мотиваторы — это чувства, ценности, которые движут IT-специалистом. Они создают чувство удовлетворения, когда человек достигает цели, и разочарования, когда есть ощущение, что он не справляется с работой. Внутреннее стремление к самосовершенствованию и достижению мастерства в своей области подпитывает этот вид мотивации.

Под внешней мотивацией подразумеваются факторы, которые влияют на IT-специалиста — похвала тимлида или IT-директора, уровень зарплаты, бонусы, повышение в должности, признание профессиональных достижений командой, престижное и перспективное направление работы, статус и т. д.

Среди многих руководителей популярно мнение, что мотивировать сотрудника вовсе не нужно. Если он не хочет работать, компания с ним расстается. Если вы предоставляете адекватные условия для подчиненных, мало, кто примет решение уволиться.

Истинная мотивация — внутри человека, в структуре его мировоззрения, мотивах его личности, жизненных ценностях, профессиональных и карьерных целях.

Менеджер по персоналу не вложит в голову этот тип мотивации, но может способствовать ее развитию, например, предложив интересную корпоративную культуру.

Где прячется мотивация IT-специалистов

Пару лет назад считалось, что уровень зарплаты и такие бонусы как чай, печеньки или бары в офисе IT-компании способствуют притяжению опытных специалистов в компанию. Сейчас различные виды «плюшек» считаются базовыми, и удивить кого-то спортзалом или безлимитным кофе вряд ли получится.

Где прячется мотивация IT-специалистов

Технологии, бизнес-процессы, компетентное руководство

IT-сотрудники ценят возможность работать по передовым технологиям. Также преимуществом всегда будут грамотно выстроенное процессы взаимодействия внутри команды и опытный тимлид. Перечисленные мотиваторы настолько значимы для специалиста digital-сферы, что он будет годами работать с вами до пенсии.

Проект и продукт

Проект, в который был вложено много сил и труда, вызывает гордость. IT-специалист обязательно расскажет о таком семье и друзьям. Тот самый «блеск в глазах» и желание трудиться над своим детищем дает огромную мотивацию.

Корпоративная культура

Корпоративная культуру тоже можно расценивать как элемент мотивации. Что важно? Какое предназначение у компании? Какие ценности — ключевые? Ответы на эти вопросы должны мотивировать сотрудников. Благополучный тандем складывается, когда личные цели сотрудника совпадают с корпоративными: как компания хочет расти, так и подчиненный стремится к персональному развитию.

Внутренняя мотивация сотрудников

Хороший пример. Корпорация Twitter очень дружелюбна к своим сотрудникам. Начиная с первого рабочего дня, Твипы — так называют сотрудников компании, получают коробку новичка. Она наполнена именной футболкой и приглашением на завтрак с командой, на котором коллеги делятся опытом и нюансами работы. 

Также фишкой стал Happy Hour (Счастливый час), который проводится раз в месяц и дает возможность пообщаться с генеральным директором и руководителями разных подразделений. 

Старичкам же дают разные плюшки, например, бесплатные ланчи и завтраки, возврат денег, потраченных на электричество и интернет при работе из дома, путешествия по всему миру и даже страховка на питомца. Подобный подход переняли российские компании, например, Mail.ru group.

Система развития

Профессиональный и карьерный рост важны для IT-специалистов, поэтому наличие системы развития — конкурентное преимущество компании.

Точное понимание перспектив и цели на год-два вперед формируют у сотрудника понимание, чего он может достигнуть и какие средства применить. В доминирующих на рынке компаниях подчиненным рассказывают не только про обязанности, но и предоставляют пошаговый план роста.

Человек, безусловно, выберет фирму, в которой предложат понятные перспективы не будущуее, а не призрачные преимущества. В дальнейшем планы относительно развития формируются при помощи результатов аттестаций. Их следует проводить регулярно — ежегодно или один раз в полгода. Так, компания сможет проработать планы роста для каждого подчиненного.

Мотивация для IT-специалистов

Для того, чтобы сотрудник выполнял рабочие задачи верно, ему нужно объяснить как их выполнять и какими инструментами пользоваться. Если поставлены цели развития, то обучите сотрудников, отправьте их на семинары и тренинги, митапы и другие коллективные курсы. Заведите аттестационный дневник, прописывайте там не только текущие обязанности, но и план развития — какие навыки и компетенции следует развить, чтобы получить новый «уровень».

Наиболее адекватный вариант: ставить айтишнику четыре-пять целей на год. Они не должны быть слишком широкими или размытыми, важно обозначить четкость, следить за тем, чтобы в течение года время распределялось равномерно. Иногда случаются ситуации, в которых без аттестаций понятно, что человек перешел на следующий уровень.

Один из клиентов ИНСАЙДЕР.рф поделился опытом. Сотрудник фирмы Сергей работал удаленно, регулярные созвоны помогали выявлять настроение и приблизительные цели на ближайшее время. Сергей показывал высокие результаты, стажировал новичков.

Начальник подумал о повышении подчиненного в должности, чувствовалось, будто у него есть потенциал, только трудно было подобрать подходящую форму аттестации. Тогда мужчина обратился к программе ИНСАЙДЕР. Благодаря скринам активности и общему количеству отработанных часов, он смог просмотреть, как работает Сергей и принять решение о повышении.

Заключение

Для каждой IT-компании важно сочетание материальной и нематериальной мотивации сотрудников. Нет универсального набора, из которого бы получился идеальный рецепт для удержания любого сотрудника, одно мы знаем точно: человечное отношение — ключ к успеху. Внимательно взаимодействуя с работниками, вы сможете разобраться, кому нужно поднять зарплату, а с кем провести беседу и выяснить, как обстоят дела.