Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Фасилитация: что это такое и как использовать ее в бизнесе

#Управление персоналом
#Контроль бизнес-процессов
Для развития компании необходима эффективная коммуникация между сотрудниками. Вести конструктивный диалог при обсуждении важных вопросов помогает фасилитация. В статье расскажем, что это за стиль управления и как его применять.

Что такое фасилитация

Иногда участники дискуссии заходят в тупик либо поддаются эмоциям и начинают спорить. Избежать ненужных конфликтов позволяет фасилитация. Название происходит от слова facilitate, в переводе с английского — «облегчать», «содействовать».

Фасилитацией называется набор инструментов и методов, которые используются для организации групповых обсуждений. Такая технология управления позволяет создать комфортную безопасную среду для ведения конструктивного диалога. Это помогает вовлечь людей в разговор, в котором они открыто высказывают свое мнение, слышат других участников дискуссии, рассматривают альтернативные точки зрения.

Технология полезна при проведении мозговых штурмов, семинаров, совещаний, стратегических сессий и т. д. На таких мероприятиях важно, чтобы ни один человек не остался в тени, а мог высказаться и ознакомиться с мнениями других. За соблюдением правил следит фасилитатор.

Открытое обсуждение часто применяется в HR-менеджменте, чтобы адаптировать новых сотрудников, вовлекать людей в беседы о миссии и ценностях компании, укреплять команду.

Преимущества и недостатки фасилитации

Начнем с плюсов. К преимуществам фасилитации относятся:

  1. Повышение уровня ответственности. Каждый участник обсуждения понимает ценность своего вклада в общее решение и работает в полную силу.

  2. Уникальная возможность высказаться. Как правило, в любой команде есть несколько активных участников, которые обычно выступают. При этом другие люди не озвучивают свою позицию. Фасилитация позволяет высказаться всем, кто хочет.

  3. Нейтрализация конфликтов. Фасилитатор прилагает усилия, чтобы участники дискуссии не осуждали, а слышали и понимали друг друга.

  4. Оптимизация времени. Мероприятия, которые никто не контролирует, часто затягиваются. Фасилитатор следит за тем, чтобы все могли высказаться и уложиться в нужное время.

  5. Эффективность принятых решений. Благодаря фасилитации можно учесть каждое мнение и прийти к компромиссу, который выгоден для всех.

  6. Создание экологичной атмосферы. Методика учит сотрудников уважать коллег и их взгляды, что позволяет сделать обстановку в коллективе комфортнее.

Открытое обсуждение

Минусы:

  1. Зависимость от фасилитатора. Человек, который отвечает за групповую коммуникацию, должен пользоваться авторитетом и обладать навыками управления.

  2. Сложность в принятии быстрых решений. К обсуждению по принципам фасилитации нужно подготовиться, в том числе создать план встречи и составить список вопросов. Также необходимо дать высказаться каждому участнику, а это тоже требует времени. Если вопрос нужно решить оперативно, лучше выбрать другой метод.

  3. Сопротивление коллектива. Если люди привыкли держать свое мнение при себе, давление на них вызовет негативную реакцию. Когда большинство участников не готово к открытым высказываниям, фасилитация не работает.

Фасилитация в бизнес-процессах

Эффективная коммуникация и высокий уровень вовлеченности персонала делают принятые решения более продуктивными. Фасилитация помогает специалистам развиваться и вместе достигать целей компании.

Например, product-менеджер может использовать такую методику, чтобы пересмотреть продуктовую линейку. Обсуждение вопроса с командой позволит выявить и поддержать интересные инициативы, а затем прийти к консенсусу.

Фасилитация будет полезна и для директора по маркетингу. Он может провести стратегическую сессию, ознакомиться с разными точками зрения и зафиксировать наиболее перспективные идеи.

Если в компании регулярно применяются методы фасилитации, сотрудники учатся понимать друг друга, вести конструктивный диалог и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций. В результате повышается общая эффективность команды.

Ситуации, в которых стоит использовать фасилитацию:

  1. Переговоры и совещания. Участники равномерно распределяют ответственность и достигают конкретных договоренностей.

  2. Стратегические сессии. Фасилитация помогает тщательно проанализировать ошибки и составить новый эффективный план действий.

  3. Встречи для обсуждения целей. Благодаря методике можно объединить команду и прийти к компромиссу.

  4. Знакомство нового руководителя с командой. Фасилитация позволяет менеджеру и коллективу найти точки соприкосновения.

  5. Обсуждение условий партнерства. Все стороны могут заявить о своих интересах и обозначить важные моменты.

Особенности работы фасилитатора

Это специалист, который устраивает и проводит встречи по принципам методики. Фасилитатору необходимо создать комфортную среду, где люди чувствуют себя в безопасности и открыто делятся своими идеями.

Фасилитация в бизнес-процессах

Организатор часто не знает, к какому результату команду приведет обсуждение. При этом у встречи может быть конкретная цель, но шаги, которые помогут ее достичь, выявляются через диалог. Задача фасилитатора — грамотно выстроить структуру мероприятия и вовлечь в обсуждение всех участников.

К другим функциям ответственного лица относятся:

  1. Организация и проведение встречи. Фасилитатор собирает команду, составляет план мероприятия, объясняет сотрудникам правила, контролирует временные затраты.

  2. Создание доверительной обстановки. Важно следить за тем, чтобы любой участник мог выразить свое мнение и при этом соблюдал общие нормы поведения.

  3. Разрешение конфликтов. Задача фасилитатора — направлять дискуссию в продуктивное русло и не допускать разногласий.

  4. Управление информацией. Все идеи и выводы, к которым приходит группа, нужно фиксировать и систематизировать. Важно выделить и суммировать основные тезисы, а также предоставить участникам доступ к этой информации.

  5. Принятие общего решения. Фасилитатор помогает команде учесть интересы каждого и достичь консенсуса.

Организатор групповых обсуждений должен обладать рядом качеств и навыков. К ним относятся:

  • эмпатия и открытость;
  • ответственность и пунктуальность;
  • умение разбираться в психотипах людей и выбирать стиль общения;
  • стрессоустойчивость и терпеливость;
  • умение вести переговоры и эффективно управлять командой;
  • способность четко структурировать информацию.

Методы и инструменты фасилитации

Технология предполагает использование различных приемов. Разберем наиболее популярные среди них.

Метод или инструмент

Описание

«Мозговой штурм»

Все участники по очереди делятся своими идеями без осуждения других точек зрения. Чем больше вариантов предлагает группа, тем продуктивнее встреча. Когда все выскажутся, команда обсуждает идеи и определяет самые удачные.

Me, We, Us («Я, Мы, Нас»)

Этап Me — каждый выражает свое мнение в письменной форме. Далее идея обсуждается в небольшой группе из 3–5 участников. Это этап We. Затем результаты дискуссии появляются на общей доске. Их обсуждают все участники — это этап Us.

«Мировое кафе»

Команда делится на группы по 3–7 человек. Среди них нужно выбрать лидера, который будет фиксировать мнения участников. В течение 20 минут каждая группа обсуждает идеи. Далее участники меняются столами, при этом лидеры остаются на том же месте. Они знакомят новую группу с идеями предшественников и пополняют список, который уже есть. Затем каждая команда возвращается к своему лидеру, систематизирует данные и обозначает наиболее удачные идеи. В завершение руководитель проводит презентацию

«Голосование»

Работа начинается с группового обсуждения. Затем участники получают по 3–5 голосов и распределяют их между идеями. Самые непопулярные варианты дисквалифицируются. Остальные идеи остаются доступными для обсуждения, после чего происходит еще одно голосование. Этапы повторяются, пока не появится список самых удачных вариантов

«Карусель»

Участники высказываются по очереди. Время каждого выступления ограничивается 2–3 минутами


Этапы фасилитации

Перечислим основные ступени:

  1. Подготовка. Организатор определяет цели и задачи мероприятия, составляет его план и выбирает оптимальные методы.

  2. Вступление. Фасилитатор встречает участников, знакомит их с целями и правилами дискуссии, помогает настроиться на позитивную волну.

  3. Обсуждение. Участники высказываются и обмениваются мнениями. Фасилитатор нейтрализует конфликты и помогает прийти к консенсусу.

  4. Завершение. Организатор подводит итоги, обозначает главные тезисы, фиксирует договоренности и распределяет ответственность между участниками.

  5. Оценка мероприятия и сбор фидбэка. Каждый желающий высказывается, при необходимости — отмечает плюсы и минусы встречи.

Примеры фасилитации

Методика ценится за универсальность и возможность применения во всех сферах, где актуальны групповые обсуждения. Рассмотрим использование фасилитации на примере HR-менеджмента.

Управление ожиданиями

Типичная ситуация: руководителю команды нужны новые специалисты, но его желания не вписываются в реалии рынка труда. Например, человек с подходящим опытом и скилами не согласится на зарплату, которую предлагает компания. В таком случае HR-менеджеру можно использовать фасилитацию и провести встречу между руководителем и экспертом по найму, чтобы они пришли к консенсусу.

Адаптация новых сотрудников

Фасилитация помогает оптимизировать процесс онбординга. Иногда при адаптации новичков возникают конфликтные ситуации — с руководителем или другими сотрудниками. Пространство для дискуссий позволяет избавиться от разногласий.

Методы и инструменты фасилитации

Обсуждение стратегии развития

Благодаря фасилитации можно объединить усилия руководителей отделов и сотрудников. Это позволит избежать разногласий, которые возникают при изменении грейдов, планировании обучения, ротации специалистов между департаментами.

Решение кадровых вопросов

Если конкретный отдел страдает из-за высокой «текучки», фасилитация позволит выяснить, почему от руководителя все время уходят работники. Встреча покажет, что именно мешает создать стабильный коллектив.

Фасилитация используется не только в HR-менеджменте. Например, ее применяют scrum-мастера, которые сопровождают команду от одного спринта к другому. Кроме того, фасилитацию часто используют product-менеджеры. Таким специалистам особенно важно прислушиваться ко всем, кто работает над продуктом.

Заключение

Успешность развития бизнеса и достижения целей измеряется не только цифрами. Также важно учитывать вклад каждого человека и признавать его заслуги. Фасилитация позволяет создать экологичную среду, где можно высказываться и слышать других.

Команда быстро прогрессирует, когда люди активно обмениваются опытом и вместе находят эффективные решения. Именно поэтому HR-менеджерам важно внедрять инструменты и методы, которые позволяют сотрудникам договариваться и идти вперед.