Термин возник в результате исследований, которые провел американский психолог Мартин Селигман в 1960-х годах. Этические аспекты его экспериментов вызывают сомнения, так как он подвергал собак случайным разрядам тока. После этого животные не пытались избежать удара электричества, даже когда имели такую возможность. Они усвоили, что их действия не имеют смысла, что привело к пассивности и ощущению беспомощности.
Позже аналогичные исследования проводились с участием людей, но их результаты оказались неоднозначными. Тем не менее, данный термин стал распространенным в популярной психологии.
В этой статье мы будем исходить из того, что разные люди могут демонстрировать схожие реакции по схожим причинам, но не всякая пассивность на рабочем месте связана с выученной беспомощностью. Это состояние характеризуется тем, что человек после ряда неудач перестает верить в возможность изменения ситуации.
Сотрудники с признаками этого состояния часто избегают проявления инициативы. Они не стремятся к новым задачам и сомневаются в своих способностях. Такие работники могут долго имитировать активность, однако при получении задания начинают приводить аргументы, почему не смогут его выполнить. Им не хочется брать на себя новые обязанности, и они стараются избежать ответственности.
Сотрудник или даже целая команда может поддерживать выполнение текущих задач, но вряд ли решится на что-то новое. Это замедляет развитие компании и снижает уровень ее достижений. Человек с признаками выученной беспомощности постоянно выражает недовольство своей жизнью и работой, но не прилагает никаких усилий для улучшения ситуации. Такие люди склонны обвинять других: коллег, руководителя или судьбу. Это негативно отражается на атмосфере в коллективе.
Если вы узнали кого-то из своих подчиненных в этом описании, необходимо провести анализ: это личностные черты или результат поведения, которое сложилось в рабочей среде? Если к вам приходят сотрудники, полные энтузиазма и идей, но со временем теряют мотивацию и начинают проявлять неуверенность, стоит обратить внимание на корпоративную культуру, стиль управления и обратную связь в компании.
Развитию выученной беспомощности могут способствовать необоснованная критика, игнорирование запросов членов команды, насмешки над их идеями или «наказания» за инициативность. Когда за любой проявленный энтузиазм на человека сваливается множество задач, это приводит к снижению мотивации.
Обеспечьте сотрудников необходимыми ресурсами и поддержкой для успешного выполнения задач.
Проводите регулярные встречи с командой и индивидуальные беседы с конкретными подчиненными.
Обсуждайте цели и ценности компании.
Внимательно относитесь к предложениям персонала.
Оптимизируйте процессы и автоматизируйте рутинные задачи.
Поддерживайте открытое и прямое общение, регулярно предоставляйте положительный фидбек и отмечайте достижения сотрудников.
Не заводите любимчиков, не обесценивайте ничьи мнения и не переходите на личности.
Научитесь конструктивно давать негативную обратную связь, используйте техники я-сообщения, 360-градусной обратной связи, SBI и «сэндвича».
Также можно рассмотреть методику постановки и мониторинга целей OKR. Она помогает поддерживать фокус, так как ограниченное количество целей позволяет команде избегать рассеивания усилий. Вся энергия команды сосредоточивается на приоритетных задачах. Так подчиненные смогут чувствовать себя значимыми и включенными в общее дело.
Кроме того, методология OKR способствует установке амбициозных целей. В рамках этой системы задача считается успешной, если выполнена хотя бы на 70%. Это означает, что цель была достаточно смелой, но вполне достижимой. Такой подход помогает людям осознать, что они способны на большее, чем думают.
Выученная беспомощность наносит вред как самому сотруднику, так и команде в целом. Руководителю важно соблюдать меры профилактики, а также вовремя выявлять подчиненных с такими искажениями. В этом могут помочь комплексные решения для контроля за персоналом.
Так, система мониторинга и оценки эффективности работы сотрудников ИНСАЙДЕР анализирует продуктивность каждого члена команды. С помощью сбора статистики можно выявить тех, кто стал трудиться с меньшей отдачей, и затем в разговоре тет-а-тет определить, что стало тому причиной.
Кроме того, благодаря контролю переписки станет понятно, кто в негативном ключе обсуждает руководство и/или коллег. Протестировать все возможности системы можно бесплатно в пробной версии.