Чтобы понять, как все происходит, можно провести аналогию с переливанием компота из банки в кувшин. В емкости содержится некоторое количество мелких ягод, крупных яблок и жидкость. Рабочие задачи также бывают объемными, не очень и даже пятиминутными. Чтобы компот перелился в кувшин, фруктам и ягодам необходимо пройти через горлышко. Если отверстие узкое, то содержимое напитка — крупные задачи — его заблокирует. Следовательно, жидкость — самые простые или пятиминутные вопросы — не перельется и не попадет в кувшин — готовые дела.
То же самое происходит и в производственных процессах. «Бутылочное горлышко» — это место ограничения скорости исполнения или его полная остановка. Причина возникновения проблемы кроется в нарушении баланса между поступающим и выходящим потоками задач.
Найти и устранить узкое место — важная управленческая задача по оптимизации производственных процессов.
В рабочих процессах есть два типа проблемных мест:
Кратковременные. К перегрузкам команды и задержке исполнения заказов приводит резкий рост спроса на товар или услугу и технические проблемы, из-за которых оборудование выходит из строя.
Системные, или долгосрочные. Причина их появления кроется в структурных проблемах самого процесса. Долгосрочные узкие места возникают из-за неэффективных рабочих процедур, недостаточного обучения персонала, неграмотного использования ресурсов. Для решения проблемы требуются фундаментальные изменения: пересмотр структуры компании и внедрение инновационных технологий для обеспечения постоянного улучшения производительности.
Оба типа узких мест серьезно сказываются на результативности работы организации. Необходимо обеспечить их своевременное выявление и устранение для организации бесперебойной занятости и оптимизации трудовых процессов в долгосрочной перспективе.
Возникновение узких мест в рабочих процессах зависит от разных факторов, например:
Недостатка ресурсов. Производственная деятельность замедляется или парализуется, если для налаживания работы не хватает оборудования, материалов, технологий или персонала.
Неоптимизированных процессов. Работа приостанавливается из-за излишней бюрократии, большого количества согласований, нелогичного исполнения задач.
Недостаточной подготовки сотрудников. Причиной замедления процессов может стать отсутствие необходимых навыков и знаний у персонала.
Неправильного использования технологий. Например, график выпуска продукции нарушается из-за сбоев в работе системы управления складом или ее несоответствия потребностям компании.
Неэффективного управления. Зачастую причиной снижения производительности становится несогласованность между отделами или недостаточный контроль процессов.
Если понимать причины возникновения узких мест, то можно выявить их на начальных стадиях и устранить.
Из-за появления узкого места в рабочих процессах:
Снижается производительность. Следствием постоянных замедлений и ожиданий становится падение общей продуктивности.
Увеличивается время выполнения задач. Подобные проблемы приводят к задержкам в графике выполнения проекта.
Ухудшается качество работы. Из-за постоянных задержек сдвигается дедлайн и появляются «горящие» задачи. Сотрудники начинают торопиться, появляется большое количество ошибок и недочетов.
Работа распределяется неравномерно. Если один член коллектива становится «горлышком», другие берут на себя его задачи. Из-за неравномерного распределения работы в команде начинает расти недовольство.
Теряется мотивация. Проблемы и задержки становятся причиной снижения энтузиазма в команде.
Чтобы найти «бутылочное горлышко», необходимо визуализировать рабочие процессы. Например, с помощью канбан-метода или накопительной диаграммы потока. В первом используется специальная доска и набор стикеров, что позволяет сотрудникам видеть ход выполнения работ. Вторая предназначается для наглядного показа количества задач на каждом этапе в разрезе конкретного периода.
Чтобы глубже проанализировать процессы, сделайте следующее:
Оцените данные и отчеты. Займитесь изучением ключевых показателей — временем выполнения задач, издержками материалов, количеством брака и другими метриками для определения областей с возможным наличием узких мест. Проблемные участки можно выявить с помощью контрольной диаграммы. Она покажет задачи, которые вызывают затруднения или выполняются с опозданием.
Поговорите с членами команды. Коллеги подробно расскажут о трудностях, с которыми они сталкиваются, и вы сможете выявить неочевидные на первый взгляд проблемы.
К примеру, окажется, что некому заменять одного из сотрудников, который часто болеет. Возможно, следует расширить штат и принять специалиста с такими же функциями. Или уволить текущего сотрудника и взять нового на его место.
Наблюдайте за ходом выполнения задач. Изучайте работу не только по отчетам и рассказам сотрудников, но и оцените ее изнутри. Встаньте на место специалиста: так вы выявите участки, где случаются задержки или появляются проблемы.
Используйте методы управления качеством. Анализируйте работу с помощью диаграммы Парето или Исикавы, контрольных листов и других полезных инструментов. Они помогут выявить возможные узкие места в производственных процессах.
Для построения графика Парето и идентификации наиболее частых проблем используйте контрольную диаграмму. Высота ее столбцов покажет периодичность возникновения трудностей.
Диаграмма Исикавы, или схема «рыбьей кости» применяется для кластеризации проблем и узких участков по категориям.
Для разрешения вопросов, которые выявились при анализе узких мест, сделайте следующее:
Расставьте приоритеты. Классифицируйте проблемы по степени критичности для решения и анализируйте их влияние на рабочие процессы и цели компании.
Сформируйте команду. Назначьте сотрудников для устранения проблем. Это должны быть представители разных отделов с необходимыми знаниями и навыками.
Разработайте пошаговую стратегию. Укажите ресурсы, ответственных и сроки, которые потребуются для исправления ситуации.
Внесите изменения. После разработки плана действий приступайте к модернизации. Заручитесь поддержкой руководства и обеспечьте участие всей команды.
Оцените результаты. С помощью системы мониторинга и контроля отслеживайте эффективность мер, которые предпринимаются для устранения проблем, и при необходимости вносите в них коррективы.
Проведите обучение сотрудников. Презентуйте изменения и познакомьте команду с новыми условиями и процессами.
Проанализируйте работу. Сравните текущую производительность команды с первоначальными показателями и оцените успешность устранения «бутылочного горлышка».
Для эффективного поиска «узких мест» используйте «ИНСАЙДЕР» — сервис для оценки внутренних процессов, выявления факторов, которые негативно сказываются на производительности сотрудников, и принятия соответствующих мер для улучшения ситуации.