Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Достоинства и недостатки офиса открытого типа

#Управление персоналом
#Контроль бизнес-процессов

Офисы, в которых могут работать сразу все сотрудники в одном пространстве, набирают популярность. В помещениях без стен и перегородок люди свободно коммуницируют и совместно решают одни задачи.

В статье рассказывается об особенностях open space, плюсах, минусах и правилах организации таких пространств.

Что такое офис открытого типа

Это вариант планировки рабочего пространства для большого количества сотрудников. В офисе открытого типа коллеги спокойно перемещаются от стола к столу, общаются, собираются на планерки, делятся идеями.

В опенспейсах нет отдельных помещений и глухих стен. Исключением являются уединенные комнаты, в которых проходят совещания, переговоры и встречи с заказчиками, и кабинеты для высшего руководства. Одни open space зонируются мебелью или специальными перегородками, в других стоят только столы.

Отличие опенспейсов от коворкингов заключается в том, что в первых находятся специалисты одной организации и за аренду мест для них отвечает работодатель. Во вторых сотрудники снимают помещение сами.

Кто работает в опенспейс

Чаще в таких офисах трудятся специалисты, которые постоянно коммуницируют друг с другом и обмениваются творческими идеями:

  • маркетологи, проектные и pr-менеджеры;
  • сотрудники отделов продаж;
  • дизайнеры и иллюстраторы;
  • разработчики ПО и сайтов;
  • сотрудники техподдержки;
  • операторы колл-центров;
  • логисты;
  • IT-специалисты.

Кто работает в опенспейс

Словом, в открытом офисе трудятся:

  • специалисты, которые много общаются, но при этом работают тихо и не мешают друг другу;
  • сотрудники, чьи нечастые встречи с клиентами можно переносить в переговорные комнаты;
  • операторы call-центров и техподдержки, которые всем коллективом общаются с заказчиками и не реагируют на окружающий шум.

Особенности планировки

В open space есть несколько зон:

  1. Рабочая. Здесь располагаются столы. Они иногда отделяются друг от друга с помощью перегородок, предметов мебели и цветовых решений. Зачастую укомплектовываются ПК, ноутбуками, Ethernet-розетками, Wi-Fi роутерами и осветительными приборами.

  2. Отдыха и релакса. В этом месте можно расставить мягкие диванчики, кресла-мешки, консоли PlayStation, столы для настольного тенниса и футбола. Иногда в таких зонах оборудуют уголки для зарядки и йоги, устанавливают спортивное оборудование.

  3. Приема пищи. Кухня — место для установки холодильника, микроволновки, электрочайника, кофемашины, кулера. Также в ней находится раковина для мытья рук и продуктов.

  4. Уединенное закрытое пространство. Это могут быть переговорные/совещательные комнаты с хорошей звукоизоляцией для обеспечения приватности происходящего внутри. В таких помещениях чаще всего есть розетки для техники, точки Wi-Fi, маркерные доски, проекторы и экраны для презентаций, флипчарты. При необходимости там можно разместить технику и оборудование для трансляций, организации встреч с заказчиками, проведения видеосъемок и т. д.

  5. Курилка. Помещение с плотно прилегающей дверью, которая не пропускает запахи наружу, и хорошей вентиляцией внутри. В идеале размещать ее в отдалении от рабочих зон комнаты или на открытом воздухе.

Правила выбора помещения

Если задумались об открытом офисе для компании:

  • учтите количество отделов, направление деятельности и частоту взаимодействия специалистов;

  • изучите особенности работы сотрудников;

  • определитесь с помещением: в нем будет несколько комнат или люди разместятся в едином пространстве;

  • выявите сотрудников или отделы, которым неудобно работать в открытом офисе, и спланируйте для них закрытые кабинеты в составе open space.

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы таких помещений.

Достоинства и недостатки Open Space

Достоинства и недостатки

Офисы открытого типа, как и любые помещения, имеют свои плюсы и минусы.  

Достоинства

  • из-за близкого расположения к друг другу сотрудникам проще решать совместные задачи;
  • свобода передвижения между отделами и членами коллектива;
  • оперативное решение срочных вопросов;
  • бóльшая вместительность за счет отсутствия стен и перегородок, что позволяет экономить на аренде;
  • дружественные отношения в коллективе на фоне нахождения в одном пространстве;
  • наглядный контроль и оценка работы со стороны руководства;
  • быстрое распространение информации о происходящем в компании.

Недостатки

  • шум от работы других сотрудников при обсуждении вопросов, общении по телефону с заказчиками и т.д.;
  • отсутствие возможности уединения, нарушение личного пространства;
  • вероятность возникновения конфликтов, заражения от больного коллеги и т. д.;
  • бóльшая утомляемость, повышение уровня стресса.

Правила организации

При проектировании открытых офисов учитывается:

  1. Соответствие нормативам организации рабочих мест — от вентиляции и уровня освещенности до звукоизоляции.

  2. Взаимодействие сотрудников: отделы, которые часто контактируют друг с другом, размещаются рядом, шумные и тихие разделяются;

  3. Наличие основных зон: рабочих, для проведения переговоров, приема пищи и отдыха.

  4. Свобода перемещения сотрудников по офису.

  5. Организация закрытых зон: для частных встреч, кабинеты руководителей, бухгалтерии и т. д.

  6. Уровень шума: если он высокий, устанавливаются перегородки и мебель.

  7. Расположение кухни: она оборудуется далеко от рабочей зоны, чтобы сотрудники не отвлекались на запахи еды.

  8. Декор: яркие оттенки отвлекают и раздражают, а живые цветы и искусственная зелень настраивают на трудовую деятельность и добавляют уюта.

  9. Расположение принтеров и сканеров общего пользования: для снижения уровня шума они устанавливаются в отдалении от рабочих мест сотрудников.

Как сформировать комфортное пространство Open Space

Как сформировать комфортное пространство

Для удобства работы в опенспейс:

  1. Решайте личные дела за стенами офиса и не ведите телефонные переговоры при коллегах.

  2. Питайтесь в отведенном месте, не приносите с собой еду, которая сильно пахнет.

  3. Говорите тихо, чтобы не мешать коллегам. Производственные вопросы, которые требуется обсудить, решайте в специально отведенных местах.

  4. Обустраивайте индивидуальное пространство: размещайте живые цветы, личные вещи и т. д.

  5. Соблюдайте правила поведения, которые касаются открытия окон, проветривания, пользования зоной приема пищи, общего обеденного времени, ограничений на рабочем месте.

  6. Содержите в чистоте столы и технику, соблюдайте правила гигиены в санузле, курилке и на кухне.

  7. Устраивайте внутренние мероприятия для сотрудников, чтобы снизить уровень стресса.

  8. Оборудуйте места для курения. Они должны располагаться в отдалении от трудовой зоны, а еще лучше на улице.

  9. Разработайте специальные таблички, чтобы контролировать занятость переговорных комнат, конференц-залов и т. д. Благодаря им сотрудники случайно не ворвутся друг к другу и не помешают беседе.

Вывод

Open space — современное офисное пространство без кабинетов и перегородок, внутри которого свободно перемещаются сотрудники. Иногда такие помещения зонируются: в них выделяются места для работы, отдыха и релакса, приема пищи и ведения переговоров, курилки. Чтобы в офисе открытого типа было комфортно каждому, нужно выработать и внедрить общие правила поведения, поддержания чистоты и порядка, совместной деятельности.