Смена работы — стресс для любого человека. Незнакомый коллектив и новые задачи испытывают на прочность профессиональные и личные качества сотрудника.
В этой статье мы расскажем о правилах адаптации новых специалистов, а также поделимся чек-листом с полезными советами.
Выделяют три основные стадии:
Ознакомление. Человек узнает стратегию компании, корпоративную культуру и знакомится с коллегами. Руководитель оценивает профессиональные компетенции и выясняет, насколько специалисту близки ценности компании.
Приспособление. Сотрудник углубляется в специфику работы, принимает на себя ответственность за определенные задачи, налаживает общение с коллегами. Этот этап может занимать разное время в зависимости от сложности работы, коммуникации в коллективе и вовлеченности руководителя.
Ассимиляция. Сотрудник уже справляется с зоной своей ответственности, сам расставляет приоритеты и становится полноценной частью команды. На этом этапе он ориентируется в бизнес-процессах и не испытывает стресс.
Самый важный этап адаптации — первая неделя. Специалист оценивает корпоративную культуру и коллектив, анализирует, насколько оправдались его ожидания и сравнивает новое место со старым. В этот период не стоит загружать сотрудника сложной работой и требовать от него впечатляющих результатов.
Важно помочь ему влиться в коллектив, познакомиться с внутренними процессами, а также уделить особое внимание корпоративным стандартам и правилам коммуникации в команде.
Чтобы обеспечить плавную адаптацию специалиста на новом месте, посвятите первый день его знакомству с коллегами. В идеале — назначьте ментора, который будет наставлять и отвечать на вопросы новичка. Это уменьшит стресс и улучшит качество и скорость ассимиляции.
В первый день работы покажите сотруднику, что его ждали и приняли как своего: подготовьте место, закажите корпоративный мерч и пропуск, предложите пойти на обед с коллегами.
Ввод в работу сотрудников высшего звена имеет свои особенности. У руководителей нет менторов, которые могут взять на себя часть задач, поэтому здесь важна прозрачность внутренних процессов компании. Чем лучше они налажены и четче прописаны регламенты, тем менеджеру будет проще вникнуть в свои обязанности и найти общий язык с командой.
С адаптацией сотрудников компании поможет составление онбординг-планов, проведение обучений и тренингов. Важно, чтобы новичок сразу проникся симпатией к компании, ее миссии, целям и культуре. Один из действенных способов повышения лояльности — брендированный мерч, символ причастности к корпоративной жизни и признак того, что сотрудника ждали и приняли в коллективе.
ИНСАЙДЕР поможет не только с адаптацией новичков, но и с контролем загрузки всей команды. Программа составляет отчеты по каждому сотруднику. Она фиксирует даже то, какие ресурсы посещает работник и какой текст набирает на клавиатуре. Система поможет грамотно распределить нагрузку в команде, а также защитит корпоративные данные от утечек, что особенно важно в период испытательного срока.
Среди ключевых причин, из-за которых человек покидает компанию в первые месяцы работы — плохое введение во внутренние процессы, а также разногласия по поводу задач, зон ответственности, уровня оплаты и рабочего графика. Подтолкнуть к увольнению также могут агрессивный стиль управления командой, нарушение личных границ и отсутствие автономности и доверия.
Компания, в свою очередь, также анализирует, соответствует ли сотрудник ожиданиям и оценивает его профессиональные и коммуникативные навыки, личные качества и обучаемость. Если он не подходит, тогда с кандидатом расстаются.
В первый день организуйте рабочее место, подготовьте необходимые материалы, назначьте наставника или поделите менторские задачами между членами команды.
Познакомьте сотрудника с коллективом и помогите ему влиться в рабочий поток.
Проведите разговор тет-а-тет в первый день и запланируйте еженедельные встречи для обсуждения рабочих задач.
Составьте прозрачную систему оценки и контроля работы.
С первых дней мотивируйте сотрудника на участие в дискуссиях и прислушивайтесь к его мнению и идеям. Если они ошибочны — предложите их доработать.
Не критикуйте новичка в присутствии коллег.
Привлекайте сотрудника к корпоративным активностям — тимбилдингам, внерабочему отдыху, спортивным и другим мероприятиям.
После испытательного срока подведите итоги, обсудите результаты и наметьте дальнейшие планы.