Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Вредные привычки IT-специалистов

#Для сотрудника

Вредные привычки негативно сказываются на здоровье, становятся причиной выгорания и недовольства работой. Из-за них ухудшается эмоциональное и физическое состояние человека, разрушается личная жизнь, подрывается профессиональная репутация.

Негативные поведенческие шаблоны есть у специалистов разных сфер, в частности у молодых айтишников. Именно поэтому они постоянно находятся в состоянии стресса, не продвигаются по карьерной лестнице, не получают высокую зарплату. Закономерным итогом такого положения дел становится эмоциональное выгорание и разочарование в профессии.

Из статьи вы узнаете, что такое деструктивные паттерны и как с ними бороться.

Главные ошибки IT-специалистов

Дизайнеры, программисты и тестировщики — это работники технической сферы. Несмотря на это, они должны иметь навыки из категории soft skills.

Практика показывает, что их обладателям удается избежать множества ошибок. А человек, который недостаточно понимает или пренебрегает soft skills, со временем становится перфекционистом, трудоголиком и начинает прокрастинировать.

Каждый айтишник может оказаться в такой ситуации, как:

Работа в режиме 24/7

При большом количестве срочных задач легко забыть о времени  — с утра до ночи человек не поднимает голову от клавиатуры.

Если офисных работников ограничивают правила внутреннего распорядка, то сотрудники на удаленке часто трудятся без перерывов на сон и отдых.

В принципе, такой подвиг никому не нужен. Чем больше времени человек проводит за монитором, тем ниже у него работоспособность и концентрация внимания. Он устает, следовательно, продуктивность падает, результаты становятся хуже.

Вредные привычки айтишников

Кроме того, ситуация приводит к выгоранию и раздражает коллег и клиентов, которые не хотят обсуждать рабочие вопросы в личное время.

Режим постоянной готовности

Некоторые молодые IT-специалисты считают любой проект бесценным опытом. Поэтому не отказываются от предложений, даже неинтересных и непрофильных.

Конечно, любой опыт полезен, но в сутках 24 часа. Поэтому не стоит браться за задачу, на выполнение которой придется затратить гораздо больше времени. И нужно помнить, что создание скучного проекта не доставит удовольствия и не станет причиной инсайта.

Конечно, штатному сотруднику не всегда можно выбирать задачи по интересам. Но фрилансеры тоже бывают неразборчивыми. Результатом становится не опыт и заработок, а срыв сроков, хроническая усталость или желание сменить профессию.

Необходимость вносить бесплатные правки

Молодые айтишники бояться показаться высокомерными и излишне самоуверенными, поэтому разрешают клиентам редактировать проект бесчисленное количество раз. Часто причиной этого становится неграмотное ТЗ: заказчик не может донести идею, а специалист — понять требования.

Внесение правок — это обычная ситуация в рабочем процессе. Однако некоторые клиенты хотят слишком много корректировок.

Если в договоре не прописать порядок внесения исправлений, то выполнять задачу придется бесплатно.

Отсутствие аванса

Неопытные специалисты считают, что брать деньги за работу, которую еще не сделали — это неправильно. Сначала нужно выполнить заказ, потом получить гонорар.

Но нет никакой гарантии, что клиенты окажутся добропорядочными и оплатят работу. Известно много случаев отказа от сотрудничества с их стороны. Еще вариант — заказчики говорят о несоответствии проекта ожиданиям и уходят с готовыми решениями. А денег за работу не платят.

Брать аванс за выполнение задачи — нормально. Это является гарантией серьезного настроя заказчика и полной оплаты труда исполнителя.

Срыв дедлайна

Даже при выполнении типовой задачи может случиться неожиданность. С проектами, в которых много вопросов, это происходит часто.

Тем не менее, иногда даже опытные специалисты обещают выполнить заказ быстро — через 5 минут или до конца дня. И в 90% случаев нарушают сроки, которые сами же и определили.

Из-за неумения правильно рассчитать время выполнения задачи и учесть возможные проблемы нарушается дедлайн. И это не добавляет плюсов к репутации.

Работа в одиночку

Такой сотрудник не разговаривает о задачах с коллегами, не рассказывает новости, не просит о помощи и не выдвигает идеи. Он молча выполняет свою часть работы.

Главные ошибки IT-специалистов

В этом нет ничего хорошего, ведь любой проект является командным трудом. Если каждый будет делиться с коллегами своими концепциями, продуктивность коллектива возрастет.

Благодаря коммуникации выстраиваются профессиональные связи. Специалиста, который уверен в своих силах и приятен в общении, помнят долго. В дальнейшем его пригласят в новый проект или порекомендуют на хорошую должность.

Сломанный телефон

Общение с клиентами и коллегами и умение задавать уточняющие вопросы — важные составляющие выполнения проекта.

Но зачастую менеджер ставит задачу, как может, а специалист ее делает, как понял. В итоге заказчик сильно удивляется результату.

Такая ситуация похожа игру в сломанный телефон. Только рабочий процесс не предполагает домыслов и вольных интерпретаций. Моменты технического задания, которые вызывают вопросы, требуют немедленного пояснения.

Отсутствие порядка

Когда люди увлекаются работой, то забывают о мелочах. Результатом становится беспорядок в ПК, бардак на рабочем столе, завал в папках с документацией.

При возникновении необходимости становится невозможно найти важную бумагу. На поиски приходится тратить много времени. И от этого страдает работа.

Способы борьбы с вредными привычками

От того, что формировалось годами, быстро не избавишься. Но для исправления ситуации можно предпринять некоторые шаги:

  1. Трудоголикам следует соблюдать баланс между работой и отдыхом. Составьте график и объясните заказчикам, когда они смогут получить ответ.

  2. Тем, кто не умеет отказывать, нужно учиться говорить «нет». Не беритесь за задачи, которые не соответствуют вашим возможностям или противоречат принципам. Объясните заказчику, почему вас не устраивает работа или условия.

  3. Если много раз обжигались на бесконечных правках, заранее обозначьте количество бесплатных корректировок. Включите этот пункт в договор и удостоверьтесь, что заказчик согласился с правилами. Обговорите с ним размер дополнительной оплаты за добавочные изменения.

  4. При нахождении вне коллектива выбирайте время, чтобы побеседовать с коллегами. Это способствует укреплению командного духа и созданию дружественной атмосферы. Расширяйте круг общения, обсуждайте не только рабочие моменты — говорите об интересах и хобби.

  5. В случае постоянного срыва сроков пересмотрите план работы. Оставляйте запас времени на непредвиденные задержки или исправления.

Следуйте этим принципам и анализируйте привычки. А также намечайте действия, благодаря которым вы избавитесь от них в дальнейшем.

Способы борьбы с вредными привычками айтишников

Полезные привычки

Профессионалы постоянно работают над собой. Каждый IT-специалист должен иметь хотя бы несколько таких навыков, как:

  • умение работать в команде, делиться знаниями, оказывать помощь коллегам и обсуждать предложения;

  • стратегическое мышление, которое позволит видеть общую картину заказа;

  • способность выдвигать идеи, убеждать и вдохновлять коллег;

  • умение планировать и грамотно использовать время;

  • соблюдение баланса между работой и личной жизнью, разностороннее развитие;

  • способность к творческому мышлению, умение видеть проблемы с разных точек зрения и находить обоснованные решения;

  • стремление к переменам и оперативное реагирование на нештатные ситуации.

Избавление от плохих привычек и постепенное вырабатывание хороших позволит достичь успеха в IT-отрасли и продвинуться по карьерной лестнице. Это особенно важно для тех, кто стремится стать руководителем.